Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К представляет обзор У России будет свой школьный Давос

04.04.2013

О целях проведения форума, его участниках и мировых тенденциях в сфере образования мы говорим с Михаилом Груздевым, директором Департамента образования Ярославской области.

– Прежде всего: в чем видятся Вам, Михаил Вадимович, основные цели и задачи форума?

– Сегодня система образования России напоминает мне и, думаю, всем, кто с ней соприкасается (учителям, родителям, социальным партнерам), большую строительную площадку. Действительно, перемены последнего времени очень динамичны, глубоки, порой непонятны массам, а то и, что греха таить, непопулярны. Возникает опасность разночтений либо достаточно поверхностного восприятия идущих преобразований. В том числе в профессиональном сообществе. Каждый учитель понимает, например, что переход к новым образовательным стандартам подразумевает изменение учебных планов, рабочих программ, учебников. Но когда он говорит (допустим, в своем коллективе) только об этом и обходит стороной богатые ценностные, смысловые ориентиры этого документа, то для меня это сигнал тревоги. Ибо обновление школы, связанное с новыми стандартами, обусловлено прежде всего попыткой осмысления и более четкой конкретизации тех образовательных результатов, которые должен получить на выходе каждый выпускник. Это не только всем привычные предметные «продукты», но и результаты, связанные с овладением жизненно важными компетенциями, универсальными умениями и личностными достижениями.

Таков, я бы сказал, наш нынешний отечественный подход к содержательным реформам в школьной сфере. Но ведь мы не одни на планете. И очень важно сейчас понимать, насколько соотносятся эти наши изменения с процессами, происходящими в зарубежных экономиках, демонстрирующих особо заметный прогресс за последние годы. Важность такого сопоставления объясняется разными причинами. С одной стороны, Россия по-прежнему является страной с переходной экономикой, где становление рыночных отношений далеко еще не завершено. С другой стороны, мир стремительно движется к новому возрасту или витку своего развития, который принято называть информационным обществом. И вот это, мне кажется, является ключевым фактором, который значим уже не только для России, но и для всего мира. Геополитические, социально-экономические изменения в России плюс развитие глобального информационного общества – все это вместе является очень серьезным внешним вызовом для нашей традиционно инертной, достаточно консервативной системы образования. В открытом, деловом, глубоком обсуждении упомянутого комплекса проблем мне, собственно, и видится главная цель предстоящего форума.

 

– Если не ошибаюсь, дебют ярославского проекта состоялся ровно год назад?

– Да, в прошлом году мы сделали первый шаг на пути к созданию международной переговорной площадки для школьных экспертов и руководителей образования из 48 российских регионов и 7 европейских государств. (В скобках отмечу, что при достаточно большом числе площадок «университетского контента» в России, да и в Европе наблюдается довольно острый дефицит клубов такого ранга, где бы обсуждались именно стратегии школьного образования.) К слову, не скрою, что тогда мы готовили форум – вместе с давним партнером Ярославской области австрийской организацией Kulturkontakt Austria – как одноразовое мероприятие. Цель – ознакомиться с европейской стратегией развития образования, которая совсем недавно принята в ЕС. «Путешествуя» во время прошлогодней конференции по школам Австрии, Финляндии, Германии, Норвегии, Польши, было чрезвычайно интересно сопоставить, каким образом эта единая европейская стратегия реализуется в разных национальных системах, с учетом местных традиций, условий и особенностей школьного уклада.

Вместе с тем во время презентации проекта российской стратегии «Образование-2020», который разрабатывался коллективом под руководством И. Фрумина и А. Каспржака, мы не искали различий с европейской доктриной, а хотели увидеть именно общие подходы «у нас» и «у них».

Форум вызвал достаточно серьезный интерес ученых и учителей: коллеги расставались со словами «to be continued?!», то есть, «продолжение следует» – со знаком вопроса. Иначе говоря, наши партнеры заявляли, что весьма заинтересованы в том, чтобы эта международная площадка в центральной России, на ярославской земле была постоянной.

И вот новая встреча. Наши партнеры на ней – это прежде всего Минобрнауки РФ. Министр Дмитрий Ливанов очень активно, не словами, а делами, поддержал инициативу нашего губернатора Сергея Николаевича Ястребова, дав поручение заместителю министра Игорю Федюкину взять на себя обязанности сопредседателя программного комитета Форума-2013.

Помимо министерства образования, в проекте участвуют НИУ «Высшая школа экономики», Федеральное агентство «Россотрудничество». Не остались безучастными многие федеральные столичные и ярославские вузы, а также целый ряд международных организаций. Так, в этом году к нам присоединился Британский Совет, немецкий Институт имени Гете, Евразийская ассоциация оценки качества образования, Европейская  ассоциация неформального образования.

 

– В чем же отличие предстоящего форума от прошлогоднего?

– Если прошлой весной повестка дня ограничивалась, по сути, одним-единственным центральным мероприятием – пленарной конференцией, то теперь готовится целая серия конференций. Причем планируются не только «взрослые» мероприятия, но и, к примеру, общая дискуссия школьников и педагогов «Образование вне школы (неформальное образование): альтернатива, дополнение или попытка отнять у нас остатки свободного времени?».

Полная программа «Евразийского образовательного форума» представлена на нашем сайте:www.forum.yar.ru. Там же мы вывесили вопросы, которые будут обсуждаться в рамках конференций форума.

Первая конференция будет касаться вопросов образовательной политики, в частности, особенностей национальных образовательных политик, но при этом в значительной мере будет посвящена двадцатилетней истории российского законодательства в сфере образования. Вторая конференция соберет специалистов по неформальному образованию.

Далее – математическая конференция. Здесь я хотел бы сделать отсылку на поручение Президента в Указе от 7 мая 2012 года. Причем это, уверен, будет не конференция дидактов, которые станут детально обсуждать преподавание той или иной темы, а именно попытка осмыслить миссию, место математического образования в школьном курсе.

Четвертая конференция посвящена оценке качества образования. Кроме того, в рамках форума пройдет уже XVI-я по счету российская научная конференция школьников «Открытие». Ежегодно в Ярославле она собирает представителей около 50 регионов. Дети представляют результаты своих исследовательских проектов более чем по 20 направлениям современной науки. Экспертную группу на этой конференции возглавит вице-президент РАН Валерий Козлов.

 

– Наверное, не будет преувеличением сказать, что значительная часть апрельских дискуссий будет отдана теме взаимодействия формального и неформального образования, их интеграции. С чем это связано?

– Приведу только один пример. В прошлом году ярославский девятиклассник из г. Переяславль-Залесский вернулся из ЮАР, со Всемирной олимпиады по естествознанию, с золотой медалью, он стал ее абсолютным победителем, чем нас немало удивил. Дело в том, что до сих пор этот ребенок никому даже в наших краях не был известен. Знаете, почему? А потому, что, как мы выяснили, будучи весьма разносторонне развитым юношей, он, по сути дела, не учился в традиционной школе. Очень большую роль в его образовании сыграли, разумеется, родители, индивидуальные частные курсы, работа с использованием дистанционных технологий. То есть он шел к этой победе по своей, индивидуально вытоптанной траектории (о чем, кстати, очень много говорится в новом ФГОС). Причем школа, безусловно, являясь весомым ресурсом, не мешала, как говорил герой Марка Твена, его личному образованию. Интеграция формального и неформального образования, как видим, может творить чудеса.

Вместе с тем, похоже, наше образовательное законодательство (и старое, и новое) не учитывает это обстоятельство в полной мере: речь там идет прежде всего об институционально оформленных структурах и подсистемах. Хотя все мы, думаю (включая и авторов этих законов!), прекрасно понимаем, что образование человека в значительной мере конструируется по ту сторону учебных классов, в этой самой неформальной плоскости индивидуального поиска. Блистательный школьник доказал это на деле – система традиционного, зуновского обучения для него по большому счету оказалась тесна.

Этот ребенок находится на одном полюсе образовательного шара, но есть и другой полюс, который населяют дети группы риска – их называют девиантными, и трудными, и как угодно. Очень часто они пропускают уроки, оказываются в классах для неуспевающих. Хотя неуспевающей – за их потребностями, интересами и ожиданиями – я бы назвал скорее школу, так или иначе отторгающую их индивидуально значимые ценности и предпочтения. Эти два полюса сжимаются, идут навстречу друг другу, что в свою очередь свидетельствует о том, что образовательная среда усложняется, настойчиво требуя от нас, управленцев, педагогов, родителей, принять на себя управление этим процессом.

 

– А что лично Вы понимаете под неформальным образованием?

– Это, по сути, современная образовательная среда, в которой  происходит рост и развитие личности. Она вбирает в себя и традиционные институты (школу, учреждения дополнительного образования), и нетрадиционные. Многочисленные исследования, как отечественные, так и зарубежные, показывают, что среди факторов образования ребенка лидирует семья, за ней следуют СМИ, ближайшее окружение ученика. Школу же чаще всего ставят сейчас на непочетное четвертое место.

Так что давайте не будем лукавить: мы же отлично знаем, что треть детей сегодня занимаются с репетиторами. Это реальность, и не нужно окрашивать эту тему только в какой-то серый мрачный цвет. Надо реально понимать, что именно эта теневая сторона образования дает возможность многим детям выстроить свой уникальный проект под названием «Мое образование». IT-проекты и вообще сам Интернет – да как же можно не увидеть в нем сегодня мощный двигатель интеллектуального развития (требующего, впрочем, адекватного сопровождения со стороны детских наставников)?

Скажем, только в наш ярославский Центр телекоммуникации и информационных систем образования обращается ежегодно около полутора миллионов пользователей из всех регионов России. А это означает: мы должны работать не только в традиционных средах, как школа или Дворец пионеров, но и в тех пространствах, которые наиболее привлекательны для нынешнего «цифрового поколения».

 

– Меньше чем через месяц в Ярославле соберутся лучшие умы образования Евразии. При каком условии Вы скажете, что форум получился?

– Не буду оригинальным. Если люди и на этот раз, как и прошлой весной, отметят, что для них профессиональное общение на форуме было полезным, то для нас это будет высшим достижением

Автор: Антон Зверев 

 

http://prosvpress.ru



Автор: Администратор







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы