Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет-магазин ´Умник и К´ По каким учебникам будут учиться наши дети?

23.03.2009

Принято думать, что потребителями учебной продукции являются учреждения образования. Это у них – учебные планы и расписания, это с них спрашивают прохождения программ и усвоения стандартов. Понятно кто – государство, его представители в управлениях образования и в Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ).

Традиционно участники образования – учителя, ученики и их родители – доверяют государственным образовательным структурам решение вопросов создания, экспертизы, издания и распространения учебной продукции: Конституция гарантирует всеобщее и бесплатное образование граждан.

Но принцип "ешьте, что дают" в 1990-е годы был поставлен под сомнение. Во-первых, началось обновление (переписывание) учебных программ по предметам, и школе, учителю, дали право выбора учебной литературы, даже возможность работать по авторским программам, утвержденным в школе, отделе образования, институте повышения квалификации. Это приветствовалось. Во-вторых, почти прекратились централизованные поставки учебников в школу, государство неявно отказалось снабжать школы учебниками, и покупать нужные в данной школе книги приходилось родителям. Исключение составляли малоимущие семьи – им учебники с трудом пробивала администрация через фонды соцзащиты.

Ситуация, когда федеральный список «рекомендованных и допущенных» учебников и УМК (учебно-методических комплексов) только для начальной школы составляет 200 с лишним наименований, сохраняется до сих пор. В разных школах у разных учителей разные УМК по математике, русскому, биологии, иностранному и так далее – проблема преемственности стоит остро, недовольства среди родителей накопилось много, и они хотят знать, за что платят деньги, возмущаются и требуют качественных книг для своих детей.

Однако на сегодня дни вариативности программ и учебников, можно считать, сочтены. Пятилетний эксперимент с ЕГЭ завершился введением его в штатный режим с 2009 года, и главный практический результат его методической апробации состоит в том, что учить стали вовсе не по учебникам, а по тестам ЕГЭ. ЕГЭ безразличен к тому, по Бабайцевой учились дети русскому языку или по Разумовской, а может, по древней программе Баранова, учебников которого везде предостаточно. ЕГЭ нет дела до того, что написано или не написано в учебниках. Да, он составляется "по школьной программе", но одно дело – тема программы, другое – глубина знаний, необходимая для выполнения задания по этой теме. Измерителем того, на какой глубине надо знать тему, служит анализ заданий ЕГЭ, а вовсе не программа и перечень компетенций.

Так что разговоры о "не таких учебниках", о плохом качестве учебных книг – инерция, вчерашний день. Государство снова берет в руки бразды правления учебным книгоизданием: заседает одна правительственная комиссия за другой, 4 июля 2007 года вновь состоялись Думские чтения по экспертизе и изданию учебников, а суть одна: издательств, выпускающих учебники, будет меньше, а с принятием нового Стандарта образования в 2008 году все учебники будут вновь переписаны.

И все возвратится на круги своя: никакого выбора и никаких споров вокруг учебников. Не родители их будут покупать, не учителя и школа будут решать, как и по чему следует учить детей. Государство все за нас решит, проэкспертирует, издаст и доставит. И если до сих пор учителю разрешалось хотя бы пользоваться дополнительной незагрифованной литературой по предмету, то в ближайшем будущем и этому вольнодумству будет положен конец. Без министерского грифа в классах не должно прозвучать ни слова.

На учительских форумах прогнозируется отток из школы самых талантливых педагогов. Одно дело – когда 5–7 лет назад посреди урока заходили проверяющие и смотрели, какого года издания у тебя и у детей учебник, не дай бог старше 1993, другое – проверка соответствия твоих слов текстам учебника.

На родительских же форумах по-прежнему "наезжают" на учебники и на учителей, ищут блох. Доискались в общем-то. Теперь это практически неостановить: нивелирование программ, бессубъектность преподавания, функциональность ученика.

Спасет ли нас частная школа? Лишь отчасти: аттестация единая, а это означает требование единых технологий. А вот дополнительное образование, несомненно, поможет поправить положение.

Так что не учебники надо экспертировать родителям, а ситуацию с образованием собственного ребенка. Черный хлеб образования он в школе получит, пайку. А вот все остальное – вряд ли.



Автор: Книжный интернет-магазин ´Умник и К´







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы