Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет-магазин Умник и К Новые государственные требования к дошкольным учреждениям

18.04.2009

Новые государственные требования к дошкольным учреждениям обретут официальный статус не позднее 2010 года


12 -13 марта в Российской академии государственной службы при Президенте РФ состоялось уникальное для постсоветской педагогики событие – национальный Форум работников системы дошкольного образования. Он был организован партией «Единая Россия» совместно с Союзом женщин России и Профсоюзом работников народного образования и науки РФ при участии федерального Минобрнауки.

Впервые за восемьдесят лет (последний съезд «дошколят» проходил, оказывается, еще в 1928 году) педагоги из 80 регионов смогли обменяться опытом, определить стратегию решения наиболее насущных вопросов явно забытой государством и, с другой стороны, наиболее закрытой от общества в силу особенностей «своего характера» системы. Одна из самых острых среди обсуждавшихся на форуме проблем – отсутствие основополагающих документов государственного ранга, позволяющих системе развиваться адекватно вызовам науки, общества и времени. Как выяснилось, еще в 1996 году приказом тогдашнего Минобразования России были приняты Временные (примерные) требования к этой категории образовательных учреждений, открывшие эпоху «авторского почерка», свободы и вариативности в сфере дошкольной педагогики. Каждый детский сад благодаря этому документу получил право реализовывать любую программу на выбор, использовать и создавать собственные развивающие технологии, строить свои модели обучения и воспитания детей (в рамках, само собой, СанПиНа, правил пожарной безопасности, но, увы, и только). Истекшие годы жизни детского сада «по временным правилам» многое изменили в практике его работы, породили формы оказания услуг семье, ребенку, обществу, отличающиеся особой гибкостью, существенной результативностью, экономическим новаторством. Появились семейные и мини-сады; группы круглосуточного пребывания и сокращенного дня; мощные Центры развития детей, оснащенные тренажерными залами и современной IT-техникой; система гувернерства и т.д.

Вместе с тем во многих случаях свобода, обретенная дошкольной педагогикой, обернулась содержательной неразберихой, неоправданными перекосами в учебных планах в пользу отдельных разделов образовательных программ в первую очередь познавательного цикла; аукнулась информационной избыточностью расписания, формализмом в построении занятий и, как следствие, перегрузками детей. Благо в поправках, внесенных в Закон РФ «Об образовании» 1 декабря 2007 года, появилась долгожданная строка о единых федеральных требованиях к системе дошкольного образования. Они предъявляют общие нормы к структуре и условиям реализации образовательных программ, но, в отличие от школьных стандартов, не к результатам их реализации. Иначе говоря, по утверждению экспертов, это говорит о том, что «дошколка» попадает под регламентацию стандартов второго поколения не целиком, а лишь частично.

Какими же документами должны в создавшихся условиях руководствоваться работники дошкольных учреждений? И каким видится экспертам гарантированный государством уровень готовности ребенка к школе? Предпринятый Институтом стратегических исследований в образовании РАО (ИСИО РАО) сопоставительный анализ четырех наиболее востребованных в этой области образовательных программ привел к парадоксальному выводу. Вопреки единодушно признанной всеми специалистами (включая и родителей) ведущей роли социально-личностного развития ребенка в этом возрасте, соответствующие разделы упомянутых программ занимают всего от 0 до 13процентов от общего объема содержания дошкольного образования. В результате, как свидетельствуют данные ученых из Московского государственного психолого-педагогического университета, почти две трети выпускников дошкольных учреждений не вполне готовы к школе по своим психологическим возможностям: уровню развития мышления, внимания, памяти, речи и т.д.

Выиграв объявленный в прошлом году Минобрнауки тендер на разработку проекта федеральных государственных образовательных требований к дошкольным учреждениям, ИСИО РАО подготовил соответствующий проект ФГОТа. Он фиксирует четыре столбовых направления работы воспитателя (они же основные векторы развития детей): физическое, художественно-эстетическое, познавательно-речевое, социально-личностное. По мнению одного из разрабочиков проекта, заведующего лабораторией дошкольного образования ИСИО РАО, кандидата педагогических наук Нины Фединой, оптимальным было бы равнодолевое соотношение объемов занятий по всем четырем предлагаемым направлениям развития ребенка.

Документ, кстати, впервые декларирует недопустимость использования с малышами пресловутой классно-урочной модели работы по принципу: «Все сели ровно, рты закрыты, слушаем меня». Непременное активное взаимодействие с семьей, постоянное сотрудничество педагога с детьми – еще два основополагающих принципа новой архитектуры дошкольного ФГОТа. Основная общеобразовательная программа (в проекте) предусматривает обязательную и необязательную (то есть формируемую участниками образовательного процесса по своему усмотрению) части. Кроме того, две недели, в сентябре и мае, будут, возможно, посвящены психолого-педагогической диагностике детей. Плюс еще один немаловажный факт: самостоятельной работе малышей в макете основной образовательной программы разработчики отводят в среднем не менее 25-30 процентов от всего времени его пребывания в садике.

«Сегодня воспитателей для дошкольных учреждений, – убеждена Нина Владимировна Федина, – готовят в вузах и училищах, исходя из системы представлений, которые царили в науке еще в 1960-1980-х годах. Совершенно очевидно, что и модель повышения квалификации этих специалистов также должна активно перестраиваться».
Антон ЗВЕРЕВ
http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=329&d_no=18387

Автор: Книжный интернет-магазин ´Умник и К´







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы