Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Umnikk.ru обзор Структура основной общеобразовательной программы как модел

06.11.2009

Михаил РЫЖАКОВ: «Структура основной общеобразовательной программы как модель пространства новой школы»

На вопросы бюллетеня «Просвещение» отвечает доктор педагогических наук, действительный член Российской академии образования, директор Института содержания и методов обучения РАО, профессор Михаил РЫЖАКОВ.

 

Вопрос: Михаил Викторович, что стоит за термином «Основная общеобразовательная программа»? Чем принципиально новые программы будут отличаться от действующих сейчас обязательных минимумов?

Ответ: Как вы помните, концептуально стандарт теперь включает только три группы требований – к результатам, к условиям обеспечения образовательного процесса и к структуре основной общеобразовательной программы. Поэтому перед коллективом разработчиков была поставлена задача подготовить документ, консолидирующий школьное образование и в итоге обеспечивающий достижение планируемых результатов общего образования на каждой из его ступеней.
Структурно Основная образовательная программа (ООП) включает в себя в числе прочего примерные программы формирования универсальных учебных действий, примерные программы отдельных учебных предметов, программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, коррекционной работы, а также примерную программу воспитания, которая содержит основные направления работы по внеурочной деятельности, по работе с семьей, общественностью и другие материалы, подчеркну – глубоко рекомендательного характера.

В: То есть программа не станет этаким железным обручем для творчески работающего педагога?

О: Не станет и не может стать. В нее могут включаться дополнительные компоненты, отражающие особенности и интересы субъектов РФ, школ разных типов и укладов, с учетом потребностей личности, общества и государства в общем образовании. Тем не менее, в Законе «Об образовании» до сих пор нет положения о том, что ООП является документом, обязательным для исполнения везде и всеми. Она остается в этом смысле сугубо методическим документом, а потому рекомендательным, не более. Основная общеобразовательная программа призвана конкретизировать требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования к результатам освоения ООП, определить наиболее важные на каждом возрастном этапе характеристики обучения и воспитания.

В: Призван ли входящий в ООП базисный учебный план, как и сегодняшний базисный учебный план, регламентировать состав учебных дисциплин, максимально допустимый объем аудиторной нагрузки?

О: Безусловно. БУП будет складываться из двух частей: инвариантной и вариативной. При этом в начальной школе инвариантная и вариативная составляющие должны занимать примерно 65 и 35 процентов учебного времени соответственно. Отклонение от этой пропорции не может превышать пяти процентов. Вариативная часть Базисного плана, включающая раздел «Внеурочная деятельность», нацелена на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, образовательных учреждений, субъектов РФ. Не случайно наполнение конкретным содержанием «вариативного раздела БУП» остается в компетенции субъектов РФ и каждого образовательного учреждения.

В: В чем заключаются функции фундаментального ядра, других компонентов ООП?

О: Фундаментальное ядро содержания общего образования фиксирует основополагающие элементы научного знания – ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения. Кроме того, здесь в обобщенном виде представлены универсальные учебные виды деятельности самого разного характера – познавательного, регулятивного, коммуникативного и так далее.
Примерные программы по отдельным учебным предметам обеспечивают достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, задаваемых стандартом применительно к освоению основных образовательных программ. Собственно, эти программы и разрабатываются на основе предъявляемых стандартом требований к выпускнику. И, разумеется, главным материалом для формирования примерных программ служат программы по формированию универсальных учебных действий вкупе с Фундаментальным ядром содержания общего образования.

В: Не покушается ли основная образовательная программа на свободу творчества учителя?

О: Нет, конечно. ООП определяет цели начального образования, комплект основных дисциплин в расписании, то есть такие устойчивые содержательные блоки, которые не меняются в течение десятилетий. Примерные про-граммы потому и называются примерными, что каждый преподаватель может на их базе создавать свою рабочую программу. Это поле для творчества, различных комбинаций, касающихся расположения материала, последовательности его изложения, тех или иных понятий, умений, очередности их формирования, формы урока – будь то лабораторная работа, семинар, защита проекта или традиционная экскурсия.
Такой же статус, к слову, носит и программа формирования универсальных учебных действий – она тоже примерная. Это не более чем помощь учителю в той повседневной работе, которую он сам всегда вел, не всегда это осознавая. Согласитесь, все мы так или иначе формируем у детей универсальные учебные действия – мыслительные операции сравнения и обобщения, систематизации, работы с текстами. Но неосознанно, спонтанно. А теперь на этом делается акцент. Пусть конкретные примеры, приводимые учителем для сопоставления неких событий и явлений, разные по содержанию, механизм сравнения один.

В: И все-таки, нет ли у вас опасений, что в условиях реального урока учителю просто не хватит времени, чтобы на достойном уровне освоить с детьми эту «универсальную программу» компетенций?

О: Видите ли, человек не может жить и не сравнивать. Это простая, самая обыденная мыслительная операция. Но в одном случае он на это и внимания не обратит, а в другом – заблаговременно отведет несколько минут на то, чтобы подытожить пройденный материал. Допустим: «Чем мы сегодня занимались? Сравнивали Голландию с голландским сыром, правильно?» А дети: «Неправильно!». «А почему? Запомните, что сравнивать явления можно лишь по единым общим признакам». И все, тут ничего нет грандиозного. Это необязательно делать на каждом занятии, но совокупный эффект дети должны почувствовать на всех уроках.

В: Иначе говоря, универсальные учебные действия могут послужить благородной задаче интеграции отдельных предметов в цельную картину мира?

О: Конечно. Причем среди универсальных учебных действий есть общеучебные, организационные умения, общие принципы работы с различными источниками информации: энциклопедией, справочником, словарем. Мы пока этому не учим, уповая в основном на память, волю малыша, хотя именно универсальные действия довольно сильно облегчают ученику работу с новыми текстами, практически полезными документами.
Вместе с тем хочу подчеркнуть, что в структуре урока одно другого не замещает. Больше того: освоение содержания любого из предметов, безусловно, доминирует по отношению к формированию универсальных учебных действий.

В: Как решать самую наболевшую проблему – кадровую?

О: Конечно, в свете тех изменений, которые я конспективно обрисовал, система обучения и переобучения учителя школы младшей ступени должна очень и очень обновиться в направлении «педагогизации».
В программах необходимо больше внимания уделить проблемам воспитания, организации активной внеурочной деятельности подопечных. Новые подходы к планированию учебного дня школьника останутся благим пожеланием, если методики обучения отдельным предметам не будут дополнены общепедагогическими вопросами обучения и воспитания личности ученика.
Стандарты призваны изменить отношение педагогов, всей нашей общественности к условиям и способам оценки достижений выпускников «начального звена».
Приоритет личностных и метапредметных результатов потребует внесения коррективов в программы подготовки учителей по дисциплинам психолого-педагогического цикла. Особое место займет практика, направленная на формирование опыта индивидуальной и дифференцированной образовательной и воспитательной работы с младшими подростками.
Для успешной реализации дифференцированного подхода к оценке достижений выпускников потребуется также внесение поправок в содержание контролирующей и оценивающей деятельности педагога, во внутришкольный контроль. Всему этому надо будет учиться. А на уровне отдельных учебных предметов перечисленные выше задачи дополняются методиками формирования универсальных учебных действий, оценки личностного развития ребенка.
Это только самые крупные и очевидные сегодня проблемы.

В: Ну а шкала оценивания знаний – претерпит ли она какие-либо изменения?

О: Как и любая система диагностики, эта шкала должна быть предельно унифицирована, иначе мы не сможем получать сопоставимых результатов. Скажем, 5-балльная система…

В: А она не устарела?

О: Нет. Но ее надо менять так, чтобы работала вся шкала, все интервалы, даже между нулем и единицей. Увы, на практике это можно сделать только в приказном порядке. Вот, например, в школах Украины и Белоруссии введена 10-12-балльная шкала, а педагоги, будто ее и не было, привычно начинают счет с шести. Понятно: ставя отметку ученику, вы все равно делаете это по старинке, методом вычитания из пятерки (или из ста баллов, сути это не меняет). Но если на шкале выделен некий сигнальный флажок, определенный уровень оценки, пропускающий тебя на следующую ступень образования, то это очень многое меняет.

В: И ЕГЭ, и ООП призваны задать пространство новой, демократической школы. Как эта нелегкая задача будет воплощаться на практике, изо дня в день?

О: У работников образования есть (или появится вместе с ООП) некое про-граммное обеспечение своих целевых установок, понимание того, что нужно делать, к каким результатам прийти, через какое содержание. Предлагаемое содержание уже структурировано по предметам, установлено их соотношение между собой. Это каркас дома, в котором нашим детям предстоит активно жить и постигать культурное наследие цивилизации. Даже на уровне отдельных комнат под названием «учебные предметы» четко продумана «меблировка» этого пространства в виде проблемных сюжетов, лабораторных работ и так далее. Плюс богатая внеурочная деятельность – спортивная, научно-поисковая, экологическая и другие. Но для того, чтобы написанное на бумаге стало явью, школа должна будет качественно измениться, обрести другой дизайн, чтобы вторая половина дня стала по-настоящему студийной, ценной для «жильцов» этого дома, чтобы они не бежали из него после уроков, а, наоборот, стремились оставаться здесь как можно дольше.

Беседовал Антон ЗВЕРЕВ
http://www.prosv.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Семакин И







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы