Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Umnikk.ru обзор Опыт инновационной деятельности в рамках нового образовате

01.12.2009

Людмила ПАНФИЛОВА: «Опыт инновационной деятельности в рамках нового образовательного стандарта»

В обществе происходят перемены, которые заставляют задуматься над изменением системы и содержания образования. Современному обществу нужны здоровые и свободные, компетентные люди, умеющие гармонично взаимодействовать с окружающим миром, способные определять и создавать будущее.

 

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование-преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Целью образования становится личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающее формирование ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться».

Для реализации этой концепции разработан ФГОС второго поколения, приоритетным направлением которого является развитие потенциала личности. В свою очередь, для реализации нового образовательного стандарта необходимы новые формы подачи учебного материала, инновационные технологии обучения и оценки.
Издательство «Просвещение» подготовило и выпустило комплект учебных пособий и дидактических материалов «Перспектива», которые отражают прогрессивные идеи нового образовательного стандарта. Содержание учебного материала направлено на комплексное и системное воспитание, обучение и развитие школьников.
В рамках УМК «Перспектива» издательство «Просвещение» создало новый вид методического инструментария, использующего инновационные технологии обучения: технологическую карту и систему интегративного оценивания результатов обучения.

Появилась необходимость детальной разработки данного инструментария под руководством ученых и специалистов на основе практического опыта учителей. Эту инициативу в 2008/09 учебном году поддержал Санкт-Петербург. Координационный совет городского комитета по образованию согласовал программу экспериментальной деятельности по теме «Разработка инструментария использования инновационных технологий обучения для учащихся начальных классов на основе УМК «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Научное руководство экспериментальной деятельностью осуществляет Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Творческий коллектив ученых и практиков Санкт-Петербурга на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК) разрабатывает инновационный методический инструментарий для 1 класса: технологические карты по основным учебным предметам: чтение, письмо, русский язык, математика, окружающий мир, технология, систему интегративного оценивания в форме «Портфолио» и апробирует новейшие разработки в реальном учебном процессе.

Сегодня в инновационной деятельности по освоению нового образовательного стандарта принимают участие 12 школ Санкт-Петербурга и более пятидесяти педагогов. Руководители образовательных учреждений обеспечили условия подготовки учителей к инновационной деятельности: обучение, экспериментальную деятельность, участие в научно-практических конференциях, моральное и материальное стимулирование. Учителя-экспериментаторы в рамках повышения квалификации освоили инновационные программы: «Новый образовательный стандарт второго поколения», «Условия формирования УУД», «Технология работы с информацией» и другие.

Технологическая карта (ТК) – инновационный методический инструментарий, обеспечивающий организацию освоения содержания путем проектирования учебного процесса. В ТК дается описание учебного процесса с использованием учебных заданий.

Подготовка ТК позволяет учителю:

  • осознать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия терминов и понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением;
  • определить возможности реализации межпредметных знаний;
  • установить предметные умения и УУД, формируемые в процессе изучения темы;
  • увидеть и реализовать воспитательные возможности темы;
  • соотнести результат и цель обучения.

Структура технологической карты содержит: название темы, цель учебного процесса, планируемый результат (предметные умения, УУД), основное содержание темы, термины и понятия, межпредметные связи, особенности организации пространства (формы работы и ресурсы), этапы изучения темы. В описании каждого этапа указываются цель учебной деятельности и учебные задания.

Первый этап обучения – «Самоопределение в деятельности». Здесь организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания. Этап предполагает следующие шаги:

  • мотивацию как стимулирование интереса;
  • определение потребностей как личностно значимого компонента изучения данной темы;
  • выявление того, что отсутствует в знании и умении для решения ситуативного задания, и определение цели учебной деятельности на следующем этапе.

Например, при освоении темы «Подготовка руки к письму» (обучение грамоте, 1 класс), учитель (В.В. Новикова, школа №619 Калининского района) предлагает ситуативное задание, цель которого – сформировать интерес к процессу письма и желание научиться писать красиво (личностное действие), выявить уровень владения графическими навыками (познавательное действие).

Обращение учителя к школьникам: «Герои учебника Аня и Ваня будут со-провождать вас на уроках письма, предлагать вам интересные задания и помогать в трудную минуту. Сегодня они попросили меня раздать вам от-крытки, которые сами подписали для вас, и предлагают вам списать с от-крытки слово, которым они оценили вашу работу на прошлом уроке».

Учитель выдает заранее подготовленные открытки, подписанные каллиграфическим почерком (текст на открытке – «Молодец»). Дети пытаются скопировать слово, но видят, что получается не так красиво, как у Ани и Вани.

«Получилось ли у вас написать так же красиво? Почему? Хочется научиться писать так красиво? Что для этого надо делать?»

Анализируя ответы детей, подводим их к пониманию: чтобы так написать, надо учиться, и помогут в этом Аня, Ваня и учитель. Данные открытки со-храняются в портфолио, так как предполагается их использование в течение всего периода обучения грамоте.

Результатом этого этапа является самоопределение школьников, основанное на желании осваивать материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности: «научиться писать так же красиво, как Аня и Ваня» (личностное действие).

На этапе «Учебно-познавательная деятельность» организуется освоение содержательных блоков темы: «Ориентация на листе», «Сравнение предметов», «Письмо элементов печатных и письменных букв», «Диагностика результатов учебно-познавательной деятельности». Для освоения учебного содержания предлагаются учебные задания на «знание», «понимание», «умение».

Например, при освоении содержательного блока «Ориентация на листе» первоклассники учатся ориентироваться, совершая действия вправо, влево, вверх, вниз, в центр, учатся писать в рабочей полосе, используя алгоритм действия (познавательное, регулятивное действие), различать фигуры по форме (треугольник, квадрат, прямо-угольник, круг) и объяснять свое суждение (познавательное, коммуникативное действие).

Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для того, чтобы писать красиво, как герои учебника Аня и Ваня. Для определения степени готовности руки учащихся к письму учитель выдает ребятам открытки от Ани и Вани и просит снова написать слово «Молодец». «Получилось ли у вас в этот раз написать лучше? Школьники видят разницу в написании слова и сами оценивают первые результаты своего труда (личностное, регулятивное действие).
На этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» учащимся предлагается выполнить практическое задание, например: «Ребята, мы немало потрудились, исписали прописи №1 и даже поработали на первых страничках прописи №2, для того чтобы ваши пальчики были готовы к более сложному письму слов и предложений. Кто помогал вам на этих уроках?»

Ответы детей сводим к тому, что помощниками были Аня и Ваня, но главный помощник – учитель. «Предлагаю вам написать благодарность за помощь в обучении тому, кто, на ваш взгляд, ее заслуживает». Ученики самостоятельно выбирают объект для благодарности (Аня, Ваня, учитель) и вид задания:

  • информативное, где учащиеся пишут или печатают одно слово, например «спасибо», используя образец на доске;
  • импровизационное, где учащиеся пишут или печатают слово, словосочетание, которые отличаются от образца по содержанию или форме;
  • эвристическое, где учащиеся выполняют свой вариант благодарности.

Результатом этого этапа является:

  • ориентация школьника в разных видах задания (познавательное действие);
  • самоорганизация учащегося при выполнении задания (регулятивное действие);
  • использование учеником адекватных речевых высказываний для представления результата (познавательное, коммуникативное действие);
  • проявление своего отношения (благодарности) к героям учебника и учителю (личностное действие);
  • умение школьника решать поставленную задачу (познавательное, регулятивное действие), т.е. использовать приобретенные знания и умения в конкретной практической деятельности.

На этапе рефлексивной деятельности учащиеся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ – регулятивное действие) и оценивают деятельность (самооценка – личностное действие) по освоению темы.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить его продуктивность в реализации предметных умений и УУД в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Анализ первых результатов апробации новейших разработок показал следующие позитивные изменения:

  • уровень мотивации учащихся к учебной деятельности значительно повышается;
  • появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
  • данное обучение способствует формированию регулятивных действий;
  • школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.

Безусловно, каждый регион, город, образовательное учреждение вправе выбирать свой инновационный путь реализации ФГОС второго поколения, главное, чтобы полученные результаты соответствовали заявленным требованиям. Образовательные учреждения Санкт-Петербурга пошли таким путем, опыт которого показывает, что он реальный и продуктивный.

Хочется посоветовать руководителям ОУ для реализации программы начального общего образования выбирать УМК, которые имеют инновационный методический инструментарий, способствующий организации эффективного обучения. Образовательная программа, для реализации которой выбираются отдельные учебные пособия или учебники из разных УМК, может не дать результатов, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения.

И конечно, имеет смысл напомнить, что кардинальные изменения в школе зависят от учителя, поэтому он должен быть мотивированным и подготовленным к инновационной деятельности. «Талантами измеряются успехи цивилизации» – это мудрое изречение подтверждает, что истинный показатель уровня цивилизации за-ключается не столько в богатстве и величии городов, сколько в облике свободного человека и его достижениях. Первый, кто видит выдающиеся качества личности и создает условия для его развития, – это Учитель. По сути, он первооткрыватель таланта. Поэтому наша миссия, коллеги, беречь и любить, учить и растить та-лантливых детей. И чем больше их будет, тем значительнее будут успехи нашей цивилизации.

Людмила ПАНФИЛОВА,
руководитель экспериментальной группы педагогов,
кандидат педагогических наук,
председатель правления
Санкт-Петербургского Клуба «Учитель года», старший научный сотрудник Института педагогического образования РАО

 



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Чудко И.А







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы