Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К В педагогике ничуть не меньше инноваций, чем в технологиях

18.02.2010

Альберт ГИЛЬМУТДИНОВ: «В педагогике ничуть не меньше инноваций, чем в технологиях»

По материалам выступления министра образования и науки Республики Татарстан Альберта ГИЛЬМУТДИНОВА на конференции «Специальные издания как средство формирования интереса учащихся к сфере новых технологий».

 

В XXI веке одним из важнейших факторов, определяющих силу и жизне-способность государства, стала конкурентоспособность в образовании. Если наша система образования не будет конкурентоспособной, мы проиграем все. Поэтому вопросы модернизации системы образования чрезвычайно важны и не менее инновационны, чем те инновации, которые мы видим в технологиях.

Как обстоят дела с модернизацией образования в Республике Татарстан? По сравнению с 2005 годом затраты на одного обучающегося выросли почти в два раза. Если проанализировать остальные количественные показатели (оснащение предметных кабинетов, заработная плата учителей, процент учителей с высшим образованием и высшей педагогической квалификацией и так далее), то все они имеют устойчивую положительную динамику. Количественные показатели у нас замечательные, и все вроде бы хорошо.

Однако возникает вопрос: а что у нас происходит с качеством образования? Если посмотреть внимательно, то намечается крайне неприятная тенденция: мы потихонечку, очень медленно, но деградируем.

Ясно, что в 90-е годы, когда страна была на изломе, когда люди, и особенно учителя, элементарно выживали, произошел обвал качества образования. Где-то с начала нового века наступила стабилизация, жизнь потихоньку стала налаживаться, и мы сумели остановить это падение. Но лишь остановить.

Если мы ограничимся тем, что будем строить новые школы, оснащать их предметными кабинетами, компьютерами и так далее, тенденция к медленному сползанию качества образования не изменится. Нужно радикально изменить этот очень опасный тренд, перевести траекторию развития образовательной системы на основу принципиально новых идей.

Но, прежде чем начать что-то делать, нужно понять, чего мы хотим. С нашей точки зрения, перед школой стоят пять стратегических задач:

  • физическое и нравственное здоровье детей;
  • развитие интеллекта;
  • формирование устойчивой привычки к труду;
  • навыки жизни в социуме;
  • основы знаний.

К сожалению, современная школа в основном заточена на решение пятой задачи. Несомненно, основы математики, физики, истории и других наук чрезвычайно важны. Но первые четыре задачи важны не менее! Спросите родителя, чего он хочет для своего ребенка. Он хочет, чтобы его ребенок был успешным. А знание математики и литературы только малая часть успешности.

В последние годы, в значительной степени благодаря Александру Михайловичу Кондакову, мы существенно расширили парадигму российского образования. В Советском Союзе мы имели так называемую «знаниевую» школу, когда старшее поколение учителей передавало свои знания младшему поколению учеников. Но сейчас этого мало. Как доказали эксперты, технические знания устаревают каждые два года. Бессмысленно вкладываться просто в набор знаний. Нужны компетенции - умение эти знания добывать, работать с ними и делать из них что-то умное. Полностью приветствуя это расширение, мы все-таки строим свою собственную парадигму образования и видим ее как триаду: знания-компетенции-лидерство.

Зачем нужно это третье направление - лидерство? Нередко в жизни мы видим ситуацию, когда троечник командует отличником. Но как же так? Ведь у отличника знаний больше. И компетенций, наверное, не меньше. Почему же он оказывается в жизни менее успешным? Ответ прост: ему не хватает именно третьей составляющей - навыков лидерства. И если мы хотим, чтобы наши дети выросли успешными, надо им такие навыки давать.

На это иногда возражают, что лидером можно только родиться. Крупным лидером - несомненно. Но человек, который руководит работой двух других людей, должен уметь поставить задачу, мотивировать и проконтролировать исполнение, и он уже лидер. И вот таких лидеров можно и нужно учить в школе.

Я убежден, что урок лидерства - это не просто один из уроков в школе, а целое направление деятельности современной школы. Потому что три из пяти стратегических задач образования в значительной степени решаются именно на этих уроках. Установление человеческих отношений, целеполагание, умение публично выступать, управлять временем, принимать решения, разрешать конфликты - вот содержание этого курса. Форма занятий - исключительно дискуссии, когда дети и учитель становятся равными партнерами.

Вместе с детьми мы обсуждаем, какие у них в жизни цели, чего они хотят, прививаем культуру осмысления себя и окружающей жизни. Ясно, что это процесс, который длится всю жизнь, но начинать надо в школе. На одном из последних уроков произошло по-трясающее событие. В курсе есть на-правление «Личная победа»: если хочешь стать лидером, недостаточно знать теоретический материал, надо обязательно одержать личную победу, которая у каждого своя, - выучить английский, делать регулярно зарядку и так далее. Почти все дети в моем классе (а я сам работаю в школе учителем и веду этот курс) - 23 из 25 - свои личные победы одержали!

И здесь мы подходим к сердцу и ядру проблемы развития общего образования - кадровому обеспечению. Сможет ли помочь ребенку стать лидером учитель неуспешный, не состоявшийся как личность? Очевидно, нет. Для себя мы вывели предельно четкую формулу: роль хорошего учителя в системе образования больше всех других факторов, вместе взятых. Если у вас будет суперсовременная школа с бассейнами, кабинетами, скоростным Интернетом, но со слабыми учителями, ровно таким же слабым будет и образование в этой школе.

А какие учителя приходят в современную российскую школу? По нашим данным, 60% выпускников педвузов Татарстана ни одного дня не проводят в школе и еще 20% покидают школу в течение первого года. Остается только один из пяти поступивших в педагогические университеты.

Таким образом, эффективность педагогического образования составляет 20%, как КПД паровоза. Но это полбеды. Полная беда в том, что в педагогические университеты поступают самые слабые абитуриенты. Как правило, туда идут люди, которые никуда больше поступить не могут.

Да, у нас огромное количество потрясающе талантливых педагогов, и среди них много молодежи. Республика Татарстан по количеству призеров и победителей всероссийских олимпиад все последние годы занимает третье место по стране, сразу после Москвы и Питера. Это реальный результат, доказывающий, что у нас есть прекрасные директора, талантливые учителя и великолепные школы. Но средняя, массовая школа у нас слабая.

В этом году мы ввели процедуру, при которой все учителя, которые подают документы на повышение статуса, проходят тестирование по технологиям ЕГЭ на знание школьной программы. Мы сделали выборку из примерно полутора тысяч человек и сравнили результаты учителей и учеников по предметам. Выяснилось, что по некоторым предметам результаты учеников выше. 26 учителей из тысячи оказались абсолютными двоечниками по ЕГЭ. Треть учителей не сумели преодолеть невысокую планку в 60 баллов, а 250 учителей отозвали заявления о повышении квалификационной категории.

Мы пошли на это ни в коем случае не для того, чтобы как-то обидеть или тем более оскорбить учителей. Они просто должны знать правду о себе, понять, где они сами находятся. Мы никаких оргвыводов не делали, все могут пересдать, и уже более 500 учителей подали заявления на пересдачу. Отлично! Они еще раз идут на этот тест и обязательно в следующий раз его пройдут.

Мы получили немало позитивных отзывов об этом тестировании. Учителя говорили, что наконец-то испытали на себе и поняли, что такое процедура сдачи ЕГЭ. И действительно, у нас было много бланков, заполненных учителями неправильно. Но как же они учили своих детей? Вот эта процедура, которую мы называем «методом собственной шкуры» и которую учитель проходит сам, находясь в абсолютно той же ситуации, что и ученики, подвигнет его учить своих детей гораздо лучше.

Один из вариантов решения кадровой проблемы подсказал президент нашей страны, и мы полностью разделяем его точку зрения: нужно посмотреть на квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования. Это огромный ресурс.

Летом 2009 года мы приступили к разработке программы мероприятий, которую по аналогии с известной инициативой президента назвали «Наш новый учитель». Цель этой программы - привлечь в школу новое поколение учителей-лидеров, людей, потенциал которых таков, что они состоялись бы в любой области жизни. Мы будем обращаться к молодым кандидатам наук, ведущим выпускникам-магистрам Республики Татарстан. На-пример, кандидат химических наук - почему бы этому молодому человеку, если у него есть тяга к общению с детьми, не поработать в школе учителем химии? Почему бы выпускнику физмата университета не стать школьным учителем физики? Когда учитель входит в класс, дети мгновенно считывают масштаб его личности. Если пришел учитель университетского уровня, они это обязательно почувствуют.

Мы будем предлагать конкурентоспособную заработную плату, и в нашей программе будет свой, отдельный бюджет, которая превысит среднюю заработную плату в нашем регионе. Мы дадим квоты по социальной ипотеке - доступное жилье. Будем отправлять талантливую молодежь на стажировки в лучшие школы Финляндии, Великобритании, Сингапура, Соединенных Штатов.

Это ребята молодые и амбициозные, им обязательно нужно обозначить перспективы развития. И мы скажем: если ты еще не кандидат наук, то стань им, оставаясь учителем. В педагогике ничуть не меньше инноваций, чем в технологиях! Разрабатывай свои подходы и внедряй! Если человек особо талантлив, то лет через десять мы будем просить его: стань доктором наук и оставайся учителем в школе. Мы ему дадим статус учителя-исследователя и будем доплачивать за кандидат-ские и докторские степени, как это делается сегодня в университетах. Чем учителя-кандидаты наук в школе хуже своих коллег в университетах? А если у молодого человека лидерский потенциал, мы дадим ему возможность административного роста: завуч, директор, директор большой школы и, в конце концов, министр образования. Естественно, наши действующие коллеги, которых в республике более 40 тысяч и среди которых тоже есть огромное количество суперталантливых людей, не должны оставаться в стороне. Для них будет разработана отдельная программа «Наш действующий учитель». К существующим методам оценки мы добавим результаты учеников и их мнения. Мы планируем проводить фронтальное интернет-тестирование всех без исключения учащихся, начиная с 7 класса. Это нам даст четкое понимание того, как развивается (или, наоборот, деградирует) каждый ребенок в 7, 8, 9 классах. ЕГЭ - неплохая система оценки, но это итоговая аттестация. Если что-то не так, поезд ушел, ребенок покинул школу. А нашим методом можно многое упреждающе поправить.

Работа каждой школы и каждого учителя будет видна как на ладони. На-пример, учитель математики Марья Ивановна приняла 8 класс с определенными показателями, и мы смотрим, какими она выпустит детей через год, каков прирост. Это и будет итог ее работы. Таким образом, мы создаем механизм обратной связи. Одной из составляющих этого механизма будет анкетирование учащихся. Мы взяли за основу как некое начальное приближение соросовскую анкету, которая позволяет получить ценнейшую информацию. Так, если по позиции «Учитель может преподнести сложные разделы курса в доступной форме» класс ставит «3», учитель сразу понимает, где он недорабатывает. Это огромное подспорье для самого учителя, панорамное, объемное представление о том, по каким на-правлениям он не дотягивает. И эти же результаты можно использовать в качестве критериев оценки.

Мы учредим президентские стипендии, и лучшие 15% учителей получат существенные надбавки. Я обсуждал эту идею с мэрами наших крупных городов, и каждый из них сказал: «Я возьму следующие 10% учителей и дам им стипендию мэра». У нас будут тысячи, если не десятки тысяч, стипендий для учителей, работающих качественно и результативно. Принцип простой - достойно работающий учитель должен получать достойную зарплату. Но чрезвычайно важно финансировать не столько процесс образования, сколько его результат.

Мы получим соответственно и худшие 15% (или какое-то другое число) учителей. Им обязательно будет предоставлена возможность в следующем году поправить ситуацию, потому что в жизни всякое бывает. Но если и на следующий год результаты тестирования не улучшатся, мы этому учителю скажем, что он ошибся в выборе профессии. Это не означает, что он плохой человек, просто у него талант к другому и ему надо помочь найти себя в другой профессии.

Придут новые учителя, и встроенный в систему образования внутренний механизм повышения качества опять начнет свою работу. профессии. Это не означает, что он плохой человек, просто у него талант к другому и ему надо помочь найти себя в другой профессии.

Придут новые учителя, и встроенный в систему образования внутренний механизм повышения качества опять начнет свою работу.
  
  http://prosv.ru/



Автор: Обзор подготовил менеджер магазина книг Лукашик В.







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы