Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Начало обновления стандартов общего образования

18.03.2010

Игорь РЕМОРЕНКО: «Начало обновления стандартов общего образования»

Впервые в Российской Федерации образовательный стандарт получил статус федерального нормативного документа. И впервые мы получили возможность строить проектные направления работы, ориентируясь на соответствующую нормативную логику.

 

Общей рамкой стандарта общего образования и целого спектра проектных направлений работы на ближайшие пять лет является принятая и утвержденная президентом России инициатива «Наша новая школа».

Шесть ключевых позиций этой инициативы определяют в числе прочего и содержание новых образовательных стандартов.
Первая позиция: от стандартов, содержащих полный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - это требования: какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

Три-четыре года назад мы беседовали с коллегами из Финляндии, которая является абсолютным лидером в тестах PISA. Наши спрашивали, на какие позиции упирают финны в своих стандартах. Переводчик упорно переводил, что это знания, умения и навыки. Начали спрашивать конкретнее: у вас в стандартах написано, какой финский классик в каком классе должен изучаться по литературе? Они страшно стушевались, долго советовались и ответили так: в Финляндии нет таких великих писателей, как в России, поэтому мы об этом в стандартах не пишем.

Это очень тонкий сдвиг, когда в нормативный акт такая детальная регламентация не включается. Это другой подход, и нам предстоит многое переработать, чтобы максимально поощрять применение современных методик, инновационных технологий.

Вторая позиция. В любой образовательной программе будет две части - обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможностей выбора. Новый стандарт предусматривает неаудиторную занятость: кружки, спортивные секции и разного рода творческие занятия.

Региональный школьный компонент у нас был и в старой структуре стандартов. А вот внеаудиторная занятость и способы ее финансирования, возможность предусмотреть ее в структуре финансового норматива, увязка с расписанием и прочее - это действительно новшество, которое мы будем постепенно с вами прорабатывать и внедрять.

Третья позиция. Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным взглядом на мир в его единстве и разнообразии. Это возможно лишь при объединении усилий учителей разных предметов, целом спектре институциональных изменений. Например, теперь по начальной школе планируется подавать на экспертизу не каждый учебник в отдельности, а целый комплект, где были бы соблюдены межпредметные связи.

Четвертая позиция: в школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования (деньги следуют за учеником), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать в муниципалитеты и в каждую школу по нормативам вне зависимости от форм собственности. В инициативе «Наша новая школа» зафиксировано, что нормативно-подушевое финансирование как следствие стандарта должно быть реализовано в ближайшие три года.

Пятая позиция. Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе при переходе из четвертого в пятый и из девятого в десятый классы. Здесь принципиальное новшество с точки зрения стандарта - в системах оценки качества, создании методических сообществ учителей, которые будут разрабатывать контрольно-измерительные материалы для оценки качества. Кроме того, мы введем мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика и его компетенций и способностей. Впервые слово «компетенции» появилось в правовом поле в отношении образовательных стандартов. Раньше этого не было.

И еще одна позиция. В 2010 году мы введем новые требования к качеству образования и планируем также обсудить стандарты по основной и старшей школе и принять по ним решение. При этом программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специализации.

Несколько слов о правовом поле введения образовательных стандартов.

Конкретные образовательные программы, которые в каждом образовательном учреждении реализуются согласно статье 114 пункта 5 Закона «Об образовании» на основе Примерных основных образовательных программ, должны обеспечить достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. Каждое образовательное учреждение в создании своей образовательной программы в начальной школе с 1 сентября 2011 года должно ориентироваться на перечень соответствующих требований.

Что важно для государственных органов исполнительной власти регионов? Статья 29, пункт 6.1 Закона говорит о том, что государственные гарантии прав граждан на получение доступного и бесплатного школьного общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях - это компетенция, закрепленная за субъектами Российской Федерации. Доведение средств на реализацию общеобразовательных программ - это базовая, основная компетенция, которая запускает процесс введения стандарта.

Думаю, вопрос расчета нормативов станет одним из ключевых по введению стандарта. Нужно рассмотреть действующие в регионах методики нормативно-подушевого финансирования и скорректировать их с учетом введения стандартов, то есть построить расчет норматива, опираясь на региональные условия осуществления образовательной деятельности.

Необходимо сформировать методические объединения педагогов, которые будут работать над оценочными процедурами, выбором таких задач, таких оценочных подходов, которые бы измеряли компетенции, указанные в первой части стандарта, - межпредметность, умения применять информацию, анализировать и так далее. Отмечу, что весь перечень компетенций, связанный с воспитанием, не подлежит оценке. Это правильно, потому что упаси нас Боже оценивать патриотизм либо еще что-то подобное.

Необходимо также обеспечить закупку новых учебников, которые войдут в федеральный перечень, обеспечивающий стандарт начального общего образования, в декабре этого года. А с июня по октябрь РАО будет проводить экспертизу этих учебников.

Предстоит технологизировать позиции по условиям осуществления образовательной деятельности, понять, какое в перспективе оборудование в рамках программ развития образования в регионах необходимо закупать. Важная деталь - в стандартах нет точного перечня оборудования, которое необходимо закупить в каждую конкретную школу. Должен быть выбор, должны быть разные возможности. И что нужно сделать регионам - это скорректировать свои методики финансирования с точки зрения обеспечения того перечня условий, которые представлены в стандарте.

И наконец, простой, но очень важный организационный момент. В каждом регионе необходимо создать рабочую группу и вести электронный мониторинг введения стандарта.

Игорь РЕМОРЕНКО,
руководитель департамента государственной политики
в области образования Министерства образования и науки РФ




http://www.prosv.ru



Автор: Обзор подготовил менеджер интернет магазина книг Барова Е.С.







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы