Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Новый предмет учит ценить людей, а не оценивать

14.04.2010

Александр ДАНИЛЮК: «Новый предмет учит ценить людей, а не оценивать»

Вместе с «Основами религиозных культур и светской этики» в школу (ну а со временем, наверное, и в каждый дом) придет брошюра, аналогов которой в нашей педагогической практике не было. Это «Книга для родителя». Автор новинки - главный редактор журнала «Педагогика», член-корреспондент РАО Александр ДАНИЛЮК - любезно согласился ответить на вопросы бюллетеня «Просвещение».

 

Вопрос: Александр Ярославович, в чем уникальность вашей книги? Как вообще пришла идея подкрепить появление нового курса «Книгой для родителя"?

Ответ: Идея возникла из самой педагогической конструкции этого курса. Дело в том, что название «Основы религиозных культур и светской этики» все же не в полной мере отражает содержание и цели курса. Кое-кто может подумать: речь идет о сообщении ребенку новых знаний о религиях, так сказать, о религиозной пропедевтике, не более. На самом деле задачи нового курса выходят далеко за пределы информирования ребенка об истории и культуре традиционных для нашей страны вероучений. Вместе с новым курсом в школе появляется целая система дисциплин, которая должна обеспечивать решение воспитательных задач. Курс имеет ценностно-ориентированный характер, сфокусирован на приобщении ребенка к ценностям, которые веками хранятся в культуре и истории России.

Главный принцип современного воспитания - воспитание через традицию. Среди наших национальных традиций пять важнейших - основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур и основы светской этики. Если смотреть на «Основы...» с точки зрения нравственного воспитания, то совершенно естественно возникает проблема взаимодействия школы и семьи. Как бы убежденно и красноречиво мы ни говорили о воспитательном влиянии школы, без участия семьи она этих вопросов не решит. Нравственное воспитание осуществляется в первую очередь в семье. Поэтому по мере разработки курса и произошла своеобразная педагогическая метаморфоза, удивительная и для меня. Вначале, по своему исходному замыслу, готовился курс, который действительно был призван всего лишь познакомить учеников с основами религиозных культур. В итоге он перешагнул через узко учебную миссию и оформился как цельная, хотя и локальная (всего две четверти), система нравственного воспитания младших подростков.

Очень важный момент: то, что делает школа по линии приобщения школьников к нравственным ценностям той или иной традиции, она делает в первую очередь для семьи, чтобы активизировать процессы нравственного воспитания.

Отсюда, собственно, и появилось предложение о книге для родителей (оно, кстати, было сформулировано Александром Михайловичем Кондаковым) - необходимо совершенно четкое и ясное понимание того, что делает школа для родителей и вместе с родителями и каковы вообще потенциальные возможности ее взаимодействия с семьей. Поворот разработчиков курса к воспитанию фактически и предопределил появление книги, целиком обращенной к семье.

Вопрос: Семья всегда в заботах, вы сами пишете в книге, что в среднем родители разговаривают с детьми пять-десять минут в день. Найдут ли они возможность познакомиться с Книгой для родителей?

Ответ: Думаю, родители мало интересуются ходом апробации нового курса. Но их совершенно точно волнует воспитание детей, нравственное состояние «моего ребенка», проблемы, которые решает их подросток в школе и то, как они могут в этом помочь.
Книга для родителей как раз об этом, о насущном - о проблемах 11-12-летних подростков и возникающих вокруг этих проблем семейных треволнениях. Что происходит с человеком в период, когда он из детства переходит в младший подростковый возраст? Появляется чувство взрослости, система собственных ценностных ориентиров и координат, социализации, происходит переключение внимания с родителей на значимых сверстников и авторитетных взрослых. И все это существенно влияет на поведение и самочувствие детей. Кроме того, ребенок испытывает колоссальную нагрузку еще и в связи с переходом из младшей в основную школу, из четвертого в пятый класс. Меняется сама система обучения, появляются новые учителя, расширяется мир обитания, культурная среда ученика. Поэтому в книге мы говорим, прежде всего, об отношенческих, этических дилеммах, с которыми сталкивается растущий человек на пороге «школьной взрослости». Размышляем вместе с родителями об изменениях внутреннего, психологического характера, которые ребенок переживает в это время. И, разумеется, о том, как можно смягчить, минимизировать те негативные эмоции, которые испытывает ученик «на переходе» к подростковому самосознанию. Обозначая все эти проблемы, мы приглашаем читателя к раздумьям и совместному действию.

Вопрос: Вам лично интересно было работать в новом жанре «диалога с семьей»?

Ответ: Да, безусловно. Эта книга поменяла у многих, и у меня в том числе, понимание курса «Основ...». Впервые за много лет мы нашли точку соприкосновения с семьей благодаря, конечно, новому курсу и в его рамках. Мы нашли ту конкретную область приложения усилий, где семья и школа могут действительно сотрудничать, работать вместе. Выстроена целая система такого взаимодействия: здесь и практические советы по работе с детьми, изучающими курс, и советы по взаимодействию учителей и родителей. Создана ситуация, где может быть достигнуто максимальное педагогическое сплочение семьи и школы. Понятно, сам по себе это очень маленький участок образования - на курс отводится только последняя четверть в четвертом классе и первая в пятом. Но то, что школа и семья в духовных вопросах выступают сообща, заодно, что в семье станут чаще и предметнее обсуждать вопросы нравственности, само по себе очень весомо.

Вопрос: Чем, на ваш взгляд, обусловлена стратегическая целесообразность появления этого курса в школьном расписании?

Ответ: Решение о разработке и апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики» - не случайный шаг, а определенный этап реализации новой государственной ценностно-ориентированной образовательной политики, в которой приоритет воспитания выражен совершенно определенно. Этапы новой образовательной политики четко прослеживаются, начиная с 2007 года, когда Закон «Об образовании» впервые закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания школьников. Значит, и физика, и математика, и весь вне-учебный блок занятий (как и сам стандарт) должны работать на эту задачу. Осенью 2009 года появились стандарт начальной школы и примерные программы духовно-нравственного развития и воспитания. Так что принятие решения о введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» находится строго в рамках нового образовательного стандарта. Новый курс - один из компонентов системы духовно-нравственного воспитания учеников. В примерной программе воспитания выделено шесть направлений, в том числе и связанное с нравственным воспитанием. Новый комплексный учебный курс точно укладывается в русло этого направления.
Должен заметить, что содержание этого курса принципиально не сводится к содержанию учебников, в него входящих. Оно очеловечивается жизненным опытом родителей, их убеждениями, знаниями, нравственными принципами, личным пониманием добра и зла. Думаю, каждому из нас есть что предложить в этом смысле ребенку!
   
   http://prosv.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Воробьев З.Н







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы