Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Физическая подготовка vs физкультурная деятельность

28.11.2010

Анатолий МАТВЕЕВ: «Физическая подготовка vs физкультурная деятельность»

На вопросы «Просвещения» отвечает профессор, доктор педагогических наук, руководитель научной группы по разработке ФГОС по физической культуре, заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания и спорта Педагогического института физической культуры Московского городского педагогического университета Анатолий Матвеев.

 

Вопрос: Анатолий Петрович, расскажите о концепции новой программы по физкультуре, которую вы разрабатываете в рамках нового стандарта.

Ответ: Одной из новаций, которые нам принесли рыночные отношения, стало то, что государство взяло на себя обязанности создавать условия, в которых человек может сам о себе заботится. Система образования в своей основной целевой установке как раз и пытается сформировать активного, творческого, самостоятельного, независимого молодого человека. А наш предмет – Физическая культура – поменял целевое назначение и ставит основной целью научить ребенка самостоятельно заботиться о своем здоровье, организовывать свой активный отдых средствами физической культуры, вести здоровый образ жизни. Эта цель определяет те методики и то содержание, которые мы будем отрабатывать в примерной программе по Физической культуре. Мы изначально пошли от ребенка. Наша программа звучит так: начальная школа – учись у учителя, основная школа – учись вместе с учителем, старшая школа – учись быть учителем по отношению к себе. На этой парадигме мы отрабатываем содержание, и в первую очередь то, которое ребенок может выполнять самостоятельно.

Например, гимнастические упражнения: сложно представить, что ребенок сможет найти параллельные брусья у себя во дворе или местах отдыха населения, а если найдет, то не упадет с них и так далее. Нам как разработчикам нужно подобрать такие упражнения, которые по своей значимости давали бы близкий эффект, но были бы менее травмоопасными и доступными, не требовали бы затрат времени на обучение. Школьники должны получать на уроках физкультуры такие знания и умения, которые смогут использовать в повседневной жизни.

Вопрос: Как эти идеи отразятся на предмете?

Ответ: Прежде наш предмет представлял физическую подготовку, где нормативы физической подготовленности являлись основными: по ним оценивались и достижения ученика, и деятельность учителя. Физическая подготовка осуществлялась с учетом особенностей биологического созревания ребенка.
Мы предложили в качестве учебного предмета физкультурную деятельность, то есть деятельность по совершенствованию физической природы. Это предполагает, что ребенка, в первую очередь, надо наделить знаниями (что и как использовать, как контролировать свое состояние во время занятий), умениями и средствами, чтобы он мог активно заниматься как самостоятельно, так и в коллективе. Физическая подготовка из цели превращается в средство. Таким образом, наш предмет имеет три составляющие: знания, способы деятельности и физическое совершенствование.

Вопрос: Как сформировать интерес к занятию?

Ответ: За основу формирования интереса мы взяли естественное психическое развитие ребенка, а не биологическое созревание. В отечественной педагогике разработана теория ведущей деятельности в онтогенезе, согласно которой на каждом этапе появляются новые психические образования, определяющие поведение ребенка. 
С этих позиций нам стало проще формировать содержание предмета. В начальной школе основная роль ученика заключается в том, что он ищет связь с взрослыми, хочет быть взрослым и выделяет себя как человек. Ему нужно давать больше тех жизненно важных действий, которые использует любой человек. В основной школе ученик хочет познать и проявить себя, самоутвердиться. В старшей школе главное – это перспектива. 
Интерес к физкультуре формируется также под воздействием внешних факторов: мальчики хотят быть широкоплечими, девочки – с красивой фигурой, отсюда и популярность фитнеса. Учитывая интересы ребят, мы наделили наш предмет современными физическими упражнениями.

Вопрос: Мальчики и девочки будут заниматься отдельно?

Ответ: В настоящее время заниматься отдельно могут юноши и девушки старших классов при условии достаточной комплектации школы.

Вопрос: Как вы относитесь к идее объединения физической культуры и ОБЖ?

Ответ: Это крайне негативная тенденция. Если это произойдет, то ОБЖ физкультуру «съест», физкультура пропадет, останется лишь физическая подготовка, как в армии.

Вопрос: Как оценивают вашу программу учителя?

Ответ: Наша система подготовки и переподготовки преподавателей и действующая система обучения пока не готовы принять эти новации. От учителей требуют развития спорта. Придите в любую школу – ни один директор не скажет, что у них снизилась заболеваемость учеников, когда пришел новый учитель физкультуры. Вам покажут кубки. Ориентация на спортивные достижения учеников перестраивает мышление преподавателей и набор тех средств и методов, которыми они пользуются. 
Когда мы убрали из стандартов 2004 года показатели физической подготовленности учеников, учителя возмутились: «Как мы будем оценивать ребенка?!» Не учитывается, что ученика научили бросать по кольцу, выполнять упражнения, формировать осанку. Учитывается, что он не пробежал. А для того, чтобы он бегал, его надо тренировать. В итоге учителя у нас работают не как преподаватели, а как тренеры.

Вопрос: Как теперь придется оценивать достижения ребенка?

Ответ: В примерной программе никаких нормативных показателей физического развития не будет. Данные показатели могут быть опубликованы в авторских программах по физическому воспитанию. Все их выполнять не обязательно – эти нормативы не являются основанием для оценивания учащегося. Развитие физических качеств должно преследовать две цели: готовность ребенка осваивать новые двигательные действия и укрепление здоровья с повышением функциональных возможностей системы организма.

Вопрос: Реально ли введение третьего часа занятий по физкультуре?

Ответ: Если будет принята государственная программа по развитию физической культуры подрастающего поколения, то около 90% школ придется сделать пристройки спортивных залов. То, что есть – не годится, а возможность заниматься на улице ограничена нашими климатическими условиями.
Поэтому основная трудность при введении третьего часа – это недостаточно развитая материально-техническая база школ. Можно было бы решить проблему, используя для занятий физкультурой площадки детских спортивных школ, но эти организации относятся к Спорткомитету, а не к Министерству образования и науки. 
Поэтому правильнее было бы сегодня решить вопрос о введении третьего часа занятий физкультурой в начальной школе, подтянуть материальную базу, а потом перейти к введению третьего часа в основной и старшей школе. Мы сегодня остановились на рекомендации использовать третий час в трех направлениях: отдать это время на рассмотрение региона, ввести углубленное изучение одного из видов спорта или увеличить объем часов на то содержание, которое есть в школе, и тогда 10%, которые закладываются на творчество учителя, будут им использованы.

http://www.prosv.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Истомина Н.Б







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы