Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Без права на ошибку

29.11.2010

Сергей ШАПОШНИКОВ: «Без права на ошибку»

Наш собеседник – директор Департамента гражданской защиты МЧС России, генерал-лейтенант Сергей ШАПОШНИКОВ.

 

Вопрос: Сергей Валентинович, сформулируйте основные правила безопасности для подростка: какими навыками он должен обладать, чтобы защитить себя в условиях агрессивной окружающей среды, будь то природные катаклизмы, террористическая агрессия, техногенные аварии и так далее?

Ответ: Прежде всего школьник должен знать основные типы угроз, которые несут в себе потенциальную опасность обществу и человеку. Если он владеет этой первичной классификацией, ему будет легче разобраться и в том, как действовать в различных чрезвычайных обстоятельствах.

Начнем с самого простого – как правильно переходить улицу, держаться в разбушевавшейся толпе, оказать первую доврачебную помощь пострадавшему в аварии или при пожаре. Или, к примеру, как себя вести, входя в темный подъезд, чтобы в течение долей секунды адекватно отреагировать на непредвиденную ситуацию. Приводить подобные примеры можно сотнями: гроза, гололед, туман, наводнение, шторм, землетрясение, оползень, смерч…. Куда бежать, чего бояться, кого спасать первым? Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, создан специальный учебник, по которому с 1 по 11 класс учатся наши ребята в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Учатся с интересом, потому что понимают: плохо освоившие науку выживания рискуют не двойку на экзамене получить, а лишиться жизни и здоровья.

Крупные техногенные ЧС – это отдельный разговор. К сожалению, пожары и взрывы, несчастные случаи на производстве, транспортные аварии и катастрофы давно стали неотъемлемой частью жизни современного человека. В наших домах, что ни год, появляются новинки бытовой техники, так что и с ними нужно уметь правильно обращаться, то есть быть функционально грамотным пользователем.

Вопрос: Что вы вкладываете в понятие «культура безопасности»?

Ответ: Печальные уроки аномально жаркого лета 2010 года ценой немалых жертв напомнили: беда не спрашивает, готовы мы к ней или нет. Она всегда приходит без приглашения, зачастую именно в тот момент, когда вы меньше всего ее ждете.

Каждому человеку хочется жить и радоваться жизни, а не думать постоянно об опасностях, подстерегающих его буквально на каждом шагу. Но если каких-нибудь полвека назад достаточно было знать и соблюдать несколько правил, чтобы чувствовать себя вполне спокойно и уверенно, то сейчас таких рекомендаций, обязательных для каждого без исключения, значительно больше. В какой-то момент они перестали быть отдельными указаниями на разные случаи жизни и сложились в стройную систему, или, другими словами, новую культуру – культуру безопасности.

Если с детства (в семье, детском саду, школьном классе) ребенок будет даже в самых малых дозах ежедневно впитывать эту культуру, то к совершеннолетию, если не раньше, он научится умело действовать в нештатных, экстраординарных ситуациях.

Вопрос: Сегодня лишь ученики 10 и 11 классов изучают ОБЖ в обязательном порядке, все остальные – в рамках регионального компонента, то есть за счет субъектов федерации, к тому же отнюдь не везде…

Ответ: Тем не менее в девяноста процентах школ этот предмет преподают. Так что руководители регионального образования, районных управлений образования, гимназий, школ, лицеев вполне адекватно все понимают. Но мы на этом не останавливаемся – будем добиваться того, чтобы ОБЖ стал обязательным и на уровне федерального компонента, с 1 и по 11 класс включительно.

Вопрос: Не кажется ли вам, что во многих случаях преподавание этого важного предмета сводится к неким общетеоретическим посылам, сухим сводкам фактов и цифр, работе с картинками? Как сделать его более живым, привить детям практические навыки безопасности жизнедеятельности, убедить, что эти умения столь же важны, просты и актуальны, как завязывание шнурков или ежедневная утренняя гимнастика?

Ответ: Я не разделяю пессимизм, прозвучавший в начале вашего вопроса. У нас в этом году на сорок факультетов, которые готовят преподавателей по ОБЖ, поступило около тысячи молодых людей. И, так уж совпало, выпуск готовых педагогов из высших учебных заведений (таких, как Московский институт стали и сплавов, многие региональные педагогические вузы) мы довели до тысячи специалистов. То есть, условно говоря, не потеряли по дороге ни одного молодого учителя. Они очень активно пробуют себя в различных тематических олимпиадах, конкурсах. Так, в прошлом году более 150 преподавателей включились в это наше «малое олимпийское движение» – в три раза больше, чем в 2007 году! Так что прогресс налицо.

Конечно, достаточно много среди учителей ОБЖ, особенно в сельской местности, людей преклонного возраста. Но есть преподаватели и старшего, и среднего поколений, которые активно применяют на уроках современные технические средства, ну а мы им в этом очень плотно помогаем. Выпускаем «в тему» столь любимые детьми компьютерные игры, постоянно обновляем ассортимент мультимедийных пособий. Необходимая сопровождающая информация к учебникам уходит от нас в школы и по интернету. Созданы по заказу МЧС и достаточно интересные фильмы для детей как младшего, так и старшего школьного возраста: и в виде мультиков (как, скажем, хит сезона «Спасек», который по художественному исполнению ничуть не уступает популярным телевизионным анимационным сериалам), и в формате серьезных – столь же поучительных – документальных видеосюжетов. Словом, мы в этом направлении работаем, а встречающиеся издержки наш департамент и министерство в целом из поля зрения не упускают. Думаю, уже в ближайшие тричетыре года использование на уроках ОБЖ современных методов обучения станет массовым правилом без исключений.

Вопрос: Какими профессиональными качествами, на ваш взгляд, должен обладать преподаватель ОБЖ?

Ответ: На первом месте – любовь к детям. Если студент не развивает в себе этот профессиональный навык или дар, вряд ли он завтра сможет стать подростку старшим товарищем, что очень важно, учитывая, как много у нас детей, которые воспитываются в неполных семьях. Главная (если угодно, вечная) задача Мастера – расположить ребенка к себе. В этом залог всех остальных его педагогических успехов. В том числе и тех, которые касаются подготовки молодежи к действиям в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях, пропаганды здорового и безопасного образа жизни, совершенствования морально-психологического и физического развития школьников.

К структуре МЧС сегодня с гордостью относят себя 12 кадетских школинтернатов, 18 кадетских школ «Юный спасатель». Плюс более 250 профильных классов, около 1,5 тысяч кружков «Юный спасатель» – в школах, домах детского творчества, возникших снизу, на волне широкого общественного детско-взрослого движения. Ежегодно под эгидой «Юного спасателя» и Всероссийского движения «Школа безопасности» проводится более 20 тысяч соревнований, в орбиту которых вовлечены порядка двух миллионов детей! Так что это направление достаточно серьезное. В итоге грамотность в области защиты населения, в плане предупреждения ЧС неуклонно растет. Тут мы на правильном пути, особенно это заметно на отрезке последнего десятилетия.

Вопрос: Как вы оцениваете степень безопасности детей в школах сегодня? Насколько эффективны существующие методы предупреждения ЧС на территории образования?

Ответ: Вопрос, наверное, все-таки не совсем по «нашей кафедре»: им занимается Минобрнауки, это их приоритет. Тем не менее отвечу. Многие знают, что лет пять назад в московских школах появилась обязательная должность заместителя директора по безопасности. Во всех школах без исключения работает охрана, а гдето можно увидеть и специальные рамки, которые реагируют на взрывчатые вещества. И все-таки основная ответственность за безопасность детей в школе возложена на сотрудников Федеральной службы безопасности. Поэтому эффективность в данной сфере напрямую зависит от того, насколько своевременно передается та или иная информация компетентным органам. Со своей стороны, мы перед каждым учебным годом проверяем школы на предмет пожарной безопасности: смотрим, установлены ли пожарные сигнализации, системы пожаротушения. В начале сентября в каждой школе проводим тренировки по эвакуации личного состава, организуем специальные методические занятия для преподавателей на уровне района…

Еще не все наши школы оборудованы сигнализацией и средствами пожаротушения. Но мы знаем об этих проблемах и будем работать над ними вместе с государственными и общественными службами, надеясь на понимание и помощь наших учителей.

Беседовал Антон ЗВЕРЕВ

http://www.prosv.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Князева О.Л







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы