Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Историческое образование школьников

01.12.2010

Дмитрий Зеленин: «Историческое образование школьников должно способствовать консолидации общества»

В 2008/2009 году Тверская область из средств областного бюджета закупила 8355 учебников «История России» под редакцией А.Данилова, А.Уткина, А.Филиппова и столько же — учебников «Обществознание» под редакцией Л.Полякова. Тем самым, этими учебными пособиями были обеспечены все 11-классники Верхневолжья. О том, почему было принято такое решение, «Вестнику образования» разъяснил губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин.

 

- Дмитрий Вадимович, Вы сами, конечно же, читали новые учебники по истории и обществознанию.
- А вы сомневаетесь? Читал и вспоминал свои школьные годы. Сами знаете, нас тогда учили по-другому, а таких книг, к сожалению, не было. Я читал их не только как губернатор, но и как отец. У меня ведь четверо детей, старшая дочь Алина скоро будет по ним учиться. 

- Что можете сказать по поводу прочитанного?
- Это очень смелые учебники. Они соответствуют сегодняшним и завтрашним требованиям к компетенциям гражданина нашей страны. Учебник обществознания дает представление о месте России в глобальном мире, учебник истории излагает новейшую историю с позиций современных достижений науки. Авторы этих учебников воспринимают интересы нашей страны как высшую ценность. У сегодняшних одиннадцатиклассников, которым предстоит строить инновационную экономику России, нужно сформировать именно такое понимание.

Не исключаю, что у представителей среднего и старшего поколения, прочитавших эти учебники, возникнет вопрос: почему именно так, а не иначе объясняются исторические события, свидетелями которых были они сами? Но у меня таких вопросов не возникло, хотя на моих глазах в обществе и в исторической науке за последние двадцать лет неоднократно происходила переоценка ценностей.

Необходимо понимать, что сегодня в России существует сильное государство, а в данных учебниках исторические события, современная ситуация в обществе описаны и интерпретированы с позиций государства.

- Может быть, учебники истории и обществознания должны не только отражать интересы государства, но и представлять разные точки зрения на историю, на развитие общества?
- Важнейшее достоинство учебников, о которых мы говорим, на мой взгляд, заключается в том, что в них как раз представлены разные точки зрения. Ученику дается возможность самому сделать выводы – листая учебники, я, честно говоря, был удивлен, как много там предложено вопросов и различных заданий, при выполнении которых человек должен сформировать собственную позицию.

Другой вопрос, что авторы учебников истории и обществознания, допущенных к использованию в образовательном процессе, должны оценивать наше прошлое и наше настоящее с государственных позиций. Раньше единого подхода к тому, что учителя говорят детям на протяжении одиннадцати школьных лет, не было. Сейчас настало другое время. Не случайно в прошлогоднем послании Президента России Дмитрия Медведева уделено особое внимание школьному образованию, поскольку это — важнейший инструмент воспитания ответственного гражданина, который гордится своей Родиной.

Любые учебники истории, так или иначе, отражают точку зрения общества на исторические события, а государство – это выразитель интересов общества. Учебник под редакцией А.Филиппова неоднозначно оценивает роль И.Сталина в нашей истории, и именно эта оценка, насколько мне известно, дала повод многочисленным дискуссиям. Но давайте честно признаем: учебник правдиво отражает мнения россиян об этой личности. Достаточно сопоставить приведенные там факты и результаты проекта «Имя России».

- Почему Тверская область, далеко не самый богатый регион России, закупила новые учебники для всех одиннадцатиклассников и обеспечила повышение квалификации всех учителей истории и обществознания?
- Потому что внедрение новых учебников в образовательный процесс мы восприняли как политическую задачу. Обеспечение школьников современными, инновационными учебниками истории и обществознания я считаю приоритетом. И хотя я сам — выпускник Физтеха, то есть отнюдь не отношусь к «лирикам»-гуманитариям, но ясно понимаю: в преподавании этих предметов многое меняется, чего не скажешь о физике и математике.

Я убежден, что закупка учебников на региональном уровне – это важнейший инструмент реализации федеральной образовательной политики. В условиях действующего законодательства мы имеем возможность закупать учебники из средств областных целевых программ. Школы в Тверской области также имеют возможность закупать учебники на собственные средства –  учебные расходы составляют 12,5% от общего объема субвенций.

Ситуацию с учебниками истории и вообще с преподаванием истории, которая сложилась в последние годы, я бы охарактеризовал как «разброд и шатание». Историческое и обществоведческое образование школьников не способствовало консолидации общества. Все зависело зачастую от мировоззрения конкретного педагога. Проблема требовала решения – не только создания новых учебников и соответствующей переподготовки учителей, но и, если хотите, государственных дотаций. Не все школьники станут физиками или математиками, но достойными гражданами, патриотами своей страны они стать должны.

- В чем, на Ваш взгляд, заключается вторая по важности цель изучения истории в школе, если самой важной целью мы признаем воспитание патриота и гражданина?
- Школьный курс истории, как и обществознания, должен научить человека решать социальные задачи. Я имею в виду те из них, которые выражаются не числами или формулами, а стечением обстоятельств, временем, человеческим отношением. Такие задачи в школе можно решать, основываясь на историческом материале. В учебниках, о которых мы говорим, этот материал в полной мере представлен.

Зачем это нужно? Чтобы человеку, окончившему школу, не пришлось объяснять, почему его страна принимает участие в военных конфликтах – таких, как, к примеру, трагедия Цхинвала, случившаяся летом прошлого года. Чтобы человек понимал, что, реагируя на внешние вызовы в политике или экономике, государство приносит своим гражданам, каждому человеку весомые дивиденды. Учитель истории должен сделать так, чтобы все это его ученикам в дальнейшем не пришлось объяснять. Ведь, расходуя огромное количество времени и сил на обсуждение подобных проблем в обществе, объясняя, что нужно было делать, а что – нет, мы тратим ресурсы, которые можно было бы направить на улучшение жизни людей.

- …И на закупку новых учебников.
- Да. На учебники, на карты нашей Родины в ее сегодняшних границах. На комплекс мер, которые сегодня выполняет регион, реализуя образовательную политику в самых разных направлениях. Не только на совершенствование содержания образования, но и на организационно-экономические изменения. 12,5% учебных расходов в нормативе нужны школе, чтобы купить новый учебник и поменять устаревшую карту. Переход на новую систему оплаты труда, который происходит в Тверской области, дает преподавателям возможность понять, что является критериями эффективности их работы.

- Каким, на Ваш взгляд, должен быть школьный учитель истории?
- Он не должен быть проповедником и агитатором, и учебник в его руках не должен быть «агиткой». Очень важно, как учебник интерпретируется учителем, а это значит, что учитель должен быть хорошо подготовленным, его знания должны постоянно обновляться. Учитель должен понимать, что в современном обществе школа не обладает доминирующими позициями, что, помимо учебников, существует много внеучебного материала, которым ученик, так или иначе, воспользуется.

- Вы имеете в виду негативное влияние телевидения, на которое, кстати, учителя истории часто жалуются? Например, они говорят, что, видя сцены насилия, дети приходят к выводу, что такое допустимо в обычной жизни.
- Именно поэтому я считаю, что разумная цензура на телевидении не помешает. Но в то же время ответственность учителей и, прежде всего, родителей за воспитание детей нельзя перекладывать на внешние обстоятельства. Учитель может противостоять влиянию внешней среды очень просто – заинтересовать своим предметом. Если на уроках истории и обществознания возникнет интересная дискуссия, это заставит ученика дома почитать дополнительную литературу, обратиться к первоисточникам. То есть, у него просто не хватит времени, чтобы смотреть по телевизору сцены насилия, о которых вы сказали.

- Мы говорим о необходимости воспитания патриотизма. А кто такой патриот? Тот, кто на вопрос «Любите ли вы Родину?» ответит: «Да, очень сильно!» Как измерить уровень патриотизма?
- По моему мнению, критерий очень простой. Это — степень спокойствия гражданина страны за собственное будущее. Патриот – это человек, который, прежде всего, уважает себя. В противном случае он не будет уважать ни свою страну, ни власть, которую он выбирает, ни город или село, в котором живет. Такое отношение в человеке и должен воспитать педагог — в том числе, на позитивных примерах отечественной истории.

У этой проблемы есть и другая сторона: очень хотелось бы, чтобы ребенок видел в учителе, несущем ему новое знание, человека, к работе которого с уважением относится государство. На региональном уровне мы делаем для этого все возможное: несмотря на экономический кризис, расходы на образование в этом году выросли на 20%. Появляются механизмы стимулирования учителей, и в соответствии с новой системой оплаты труда лучшие педагоги получают значительные дополнительные выплаты.

- В 2010 году будет отмечаться 65-летие победы в Великой Отечественной войне. Эта дата – повод уделить особое внимание изучению событий тех лет в школах Тверской области, на территории которой проходили сражения?
- В честь 65-летия Великой Отечественной войны во всех школах Тверской области в одно и то же время пройдет урок, на котором детям покажут фильм «Вехи Великой Отечественной войны в Тверской области».

В преддверии празднования мы провели исследование знаний учеников 10-11-х классов о событиях войны. В среднем результаты оказались неплохими. Но нас насторожило то обстоятельство, что дети зачастую хорошо осведомлены о незначительных деталях, но не понимают важные закономерности и тенденции. Например, они знают, какая техника использовалась в Курской битве, но затрудняются определить, какое из великих сражений произошло раньше – под Курском или в Сталинграде. Наконец, какое значение имели бои за Ржев, являющиеся одной из ярчайших и трагических страниц истории не только Тверской области, но и всей России. То есть, информация о войне плохо структурирована, дети не умеют отличать главное от второстепенного. Не все понимают, что для нашего народа эта война была отечественной, а союзники просто участвовали в коалиции, ведя боевые действия на чужой территории. Это серьезные пробелы в знаниях, и, я надеюсь, их восполнит школа.

Беседовал Борис Старцев

http://www.prosv.ru/



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Вахрушев А.А







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.02 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы