Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор ФГОС: старшая школа

05.02.2011

Этот вопрос вызвал волну активного обсуждения в самых широких кругах.Чтобы ответить на распространённые вопросы и опасения и предоставить дополнительную информацию тем, кто хочет разобраться в сути вопроса, наша редакция, в ряду многих СМИ, обратилась за комментариями к разработчикам.

О подходах к разработке нового образовательного стандарта, его концептуальных основах, принципах организации обучения в 10–11 классах, о содержании образования в старшей школе,
о индивидуальных учебных планах, роли и задачах воспитания на данном этапе школьного обучения – в  комментариях руководителя группы разработчиков образовательного стандарта, управляющего директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова.

О концептуальных основах ФГОСа и его отличии от предыдущего школьного стандарта
Система образования любого государства решает те задачи, которые ставят перед ней государство и общество. Прежде всего, приступая к работе над стандартом, разработчики задали вопрос: «Что в настоящее время требуется семье, обществу и государству?», и впервые подготовка стандарта началась с серьёзного социологического исследования о запросах семьи, общества и государства к результату образования, в котором приняли участие представители бизнеса, политических кругов, семьи с самым разным достатком, жители городов и сёл. Результаты исследования определили и формат стандарта.  Новый стандарт – это не свод требований к знаниям, умениям и навыкам по каждому предмету, это конвенциональная норма, т.е. некий общественный договор между семьёй, школой и государством о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребёнка.

Послание Президента 2004 года (время начала разработки ФГОС) определило стратегическую ценностную установку современной России: мы строим открытое гражданское общество. Именно школа должна и может стать основным институтом его построения, поэтому в основу стандарта заложены прежде всего ценности гражданского общества: безопасность, благосостояние, социальная солидарность,  а сам стандарт направлен  на формирование гражданского общества в России.

В этом состоит существенное отличие ФГОСа от предыдущего стандарта школьного образования. Если действующий сегодня стандарт ориентирован на предметные результаты, т.е. определяет набор  дидактических единиц, которые должен усвоить ребёнок в школе, то в новом  ФГОС на первый план выходят личностные результаты: развитие навыков самообразования; умение самостоятельно отбирать необходимую информацию и работать с ней;  мотивированность на получение образования на протяжении всей жизни; социальная зрелость и адаптивность, восприятие ценностных ориентиров и многое другое, что даёт возможность интересной, полноценной, успешной жизни в современном мире.

Из пояснительной записки к проекту ФГОСа среднего (полного) общего образования (на сайтеstandart.edu.ru): «…Стандарт представляет собой принципиально новый для отечественной школы документ, который разработан на основе глубокого анализа и синтеза ведущих научных психолого-педагогических, культурологических, социологических теорий и концепций, а также достижений современных перспективных тенденций в практике российского и зарубежного образования. В Стандарте обеспечена преемственность с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Минобрнауки России и проекта стандарта основного общего образования, одобренного Группой мониторинга доработки проекта стандарта при Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.

При разработке Стандарта образование рассматривалось как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны, обеспечивающий формирование:

  • российской идентичности как важнейшего условия укрепления российской государственности;
  • консолидации общества в условиях роста его разнообразия, на основе роста гражданской ответственности, взаимопонимания и доверия друг к другу представителей различных социальных, конфессиональных и этнических групп;
  • национального согласия в оценке основных этапов становления и развития российского общества и государства;
  • патриотизма, основанного на любви к своей Родине, отстаивании национальных интересов;
  • идеалов и ценностей гражданского общества: справедливости, свободы, благосостояния, семейных традиций;
  • конкурентоспособности личности, общества и государства;
  • ценностей личностной, общественной и государственной безопасности.

В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования, предполагающая отказ от прямого копирования западных моделей образования.

Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования.

Воспитание VS образование?
Воспитание – важная функция школы, неразрывно связанная с обучением. При этом воспитательная функция школьного образования не может сводиться к содержанию какого-либо отдельного предмета. Урок воспитания или патриотизма – это абсурд. Важно, чтобы принципы отбора содержания образования и формы работы с ним основывались на базовых ценностях гражданского общества,  способствовали как личностному развитию ребёнка, так и решению основных задач современного российского общества и государства.

Образование – это совокупность обучения и воспитания, и внимание содержанию образования при разработке стандарта уделяется самое пристальное.  ФГОС, а именно Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, в структуру которой входят и рабочие программы по предметам, определяет предметные, а также метапредметные результаты – умение учиться, общаться, самостоятельно добывать и продуцировать знания. Именно благодаря этой составляющей в результатах образования удалось существенно разгрузить предметное содержание образования.

Особенно остро вопрос содержания образования и его отбора стоит в контексте старшей школы.  В этой части стандарта разработчики исходили из опыта эксперимента по профильному обучению:  в рамках системы непрерывного образования старшая ступень школы является  переходной либо к профессиональному образованию, либо к  профессиональной деятельности. Образование в 10–11 классах не должно быть избыточным и, в то же время,  должно дать возможность обучающимся освоить необходимые знания, овладеть  основными компетенциями, необходимыми современному деятельному и активному человеку. И именно в старшей школе актуальным становится вопрос выбора направления дальнейшего образования.

Мы живём в совершенно удивительном обществе, когда профессии, самые востребованные на рынке труда сегодня, в 2000 году просто не существовали. И возможно, сегодня мы просто не догадываемся о тех компетенциях, которые будут необходимы нашим детям в 2015–2020 годах. Идёт столь бурный научный и технологический прорыв, что разработчики прежде всего ставили перед собой задачу развить в старшеклассниках способность быстро адаптироваться к меняющимся условиям современного мира.

Что изучать в старшей школе?
Стандарт предлагает сократить число изучаемых предметов в старшей школе до 9–10. На сегодняшний день в старшей 18-20 предметов. Изучение мирового и российского опыта показало, что в сегодняшней школе и учителя, и сами родители считают некоторые предметы необязательными, потому что ученики ориентируются прежде всего на изучение тех предметов, которые им интересны и связаны с поступлением в высшие учебные заведения.

Разработчики ФГОСа выделили шесть предметных групп.

Первая группа, согласно опубликованному проекту, включает русский язык и литература, родной язык и литература (русская словесность, русский язык и литература, родной язык, родная литература). Сейчас дискуссия разворачивается вокруг предмета «русская словесность». Одно из предложений объединить в один курс русский язык и литературу и дать возможность изучать русскую словесность на любом из трёх уровней: интегрированном, базовом, профильном. Заметим сразу, что уровень определяет количество часов, отводимых на изучение предмета.

Вторая группа – иностранный язык (иностранный язык, второй иностранный язык).

Третья – общественные науки (обществознание, история, география, экономика, право).

Четвёртая – математика и информатика (математика и информатика, алгебра и начала анализа, геометрия, информатика).

Пятая – естественные науки (естествознание, физика, химия, биология, экология).

Шестая – искусство или предмет по выбору.

Уже упоминалось, что предметы могут изучаться на интегрированном, базовом либо профильном уровне. Уровень влияет на количество часов, отводимых на изучение предмета.  Предметы, изучаемые на интегрированном уровне (русская словесность, обществознание, математика и информатика, естествознание), дают общекультурную и общеобразовательную подготовку, а базовые и профильные предметы обеспечивают более фундаментальное изучение основ наук, которое даст возможность успешного профессионального обучения и успешной социализации в профессиональной сфере.

Согласно представленной на обсуждение редакции проекта стандарта старшей школы, из первой группы ученик имеет право выбора государственного языка (русского языка и литературы на базовом или профильном уровне, либо русской словесности на интегрированном уровне). Плюс к этому можно выбрать родной язык и литературу. Это важная составляющая образования в поликультурной, поликонфессиональной, полиэтнической стране.

Вторая группа – это иностранный язык, где ребёнок может выбрать для изучения 1 или 2 иностранных языка. В старшей школе появляется возможность изучения второго иностранного языка на базовом или профильном уровне.

Если старшеклассник выбирает общественные науки как профилирующие, он имеет возможность выбрать из предметов группы «Общественные науки» 2 или 3 предмета на базовом или профильном уровне. Если этот профиль для ученика не основной, он имеет возможность изучать интегрированный курс обществознания, который даёт знания в соответствии с фундаментальным ядром общего образования.

Группа математических предметов. Если ребёнок математического склада ума, он может изучать математику – алгебру и начала анализа, геометрию (в рамках одного курса) и информатику – на базовом или профильном уровне. Если ученик гуманитарий и собирается поступать, условно, на филологический факультет, то он может изучать интегрированный курс математики  и информатики,  который обеспечит его базовыми знаниями по основам математической науки.

Естественнонаучный профиль подразумевает выбор предметов из группы «Естественные науки» для будущих врачей, биологов, химиков и т.п. на базовом и профильном уровне, а для гуманитариев – выбор предмета естествознание на интегрированном уровне.

Откуда берётся возможность выбрать 2 или даже 3 предмета из одной предметной группы? Во-первых, за счёт предмета по выбору из шестой предметной группы, а во-вторых, ученик имеет право выбрать и 7ой предмет из любой предметной группы.

Например, для будущего медика можно предложить следующий выбор:
Русская словесность на интегрированном уровне, иностранный язык на базовом или профильном уровне, математика на базовом уровне, обществознание на интегрированном уровне, биология и химия на профильном уровне, физика на базовом уровне за счёт предмета по выбору из 6ой группы.

Таким образом, каждая из шести предметных групп будет представлена в индивидуальном плане учащегося обязательно, но глубина изучения будет зависеть от того, какая специализация выбрана.

Зона неопределённости
Часто задаётся вопрос: «Как быть, если к 9 концу девятого класса ребёнок не определился с выбором?». Результаты социологических исследований показывают, что подавляющее большинство подростков в 15летнем возрасте  определились со своим будущим направлением профессионального образования. Даже если речь не идёт о выборе конкретной профессии, склонности и предпочтения по профильному направлению к этому возрасту становятся для большинства очевидными. Только небольшой процент старшеклассников ,  и это абсолютно нормально, находятся в зоне неопределенности. При этом обратим внимание и на то, что выбор ребёнка, и особенно, сложный  выбор – это не только его дело. И семья, и школа, призваны в этом помогать. В контексте стандарта актуальной снова становится профориентационная работа.

Что касается изменения профиля, такая возможность существует: предпочтительно, в течение первого полугодия 10 класса, далее, по решению педсовета

Почему обязательный для всех?
Три курса в старшей школе являются общими для всех и изучаются, согласно ФГОСу, не по выбору, а обязательно каждым учеником: «Россия в мире», «ОБЖ» и «физкультура». Необходимость обязательного укрепления физического здоровья подростков, понимания ими принципов и привития навыков здорового образа жизни, знание правил и владение навыками поведения в критических ситуациях – социальных, техногенных, природных едва ли вызовут вопросы или несогласие у думающих взрослых. Именно поэтому физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности предлагаются разработчиками стандартов как обязательные для всех старшеклассников.

Курс «Россия в мире», это интегрированный курс истории, экономики, политологии, географии, литературы, искусства, в котором рассматриваются роли и место России в мире на протяжении всей её истории. Вопросы исторического сознания, формирования российской  гражданской идентичности молодёжи относятся к трудным для понимания и тем более для изучения проблемам современного общества. Необходимость осмысления этих проблем  в широком гуманитарном контексте, их в высшей степени актуальность  для  Российского государства, для российской  школы определяют целеполагание разработчиков  стандартов при создании этого курса. Главная задача курса – научить использовать широкий спектр общественнозначимой информации для критической оценки прошлого и настоящего, делать выводы, необходимые для выбора и обоснованного принятия гражданских решений.

Что такое проект?
Новый элемент учебного плана — индивидуальный проект. Он может быть межпредметным или социальным. Предполагается, что на него будут выделять 2 часа в неделю: под руководством тьютора ребенок должен будет показать, может ли он сформулировать гипотезу, цели, спланировать и организовать процесс, достичь результата и представить его. Вузы будут иметь возможность предложить старшеклассникам темы проектов, чтобы  учитывать результаты проектной деятельности при отборе абитуриентов.

Впервые мы согласовываем стандарт старшей школы  с высшей школой. Старшая школа будет обеспечивать плавный переход к профессиональному образованию.  В беседе с Союзом ректоров Дальневосточного округа после двух часов дискуссии выяснилось, что в отношении первокурсников существует проблема  избыточного знания и отсутствия  компетенций, необходимых современному студенту.

Индивидуальная траектория обучения
Итак, старшеклассник должен выбрать 6 или 7 обязательных предметов, минимум по одному из каждой предметной группы. Этот выбор обеспечит не только профилизацию, но и общеобразовательную и общекультурную подготовку выпускников. Кроме того ученик должен заниматься по трём обязательным для всех дисциплинам. Такая структура учебного плана позволяет  максимально учесть запрос самого ученика и его семьи, выстроить и реализовать индивидуальную траекторию обучения.

Проект стандарта для старшей школы представлен на сайте standart.edu.ru

В 2011 году по новому стандарту будут учить в начальной школе (1–4 классы), в 2012 году планируется начало перехода на новый стандарт основной школы (5–9 классы), в 2013 году – старшей (10,11 классы).

Автор: Оксана Демьяненко 

http://prosvpress.ru/



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Азарова С.И







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы