Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Мысли по поводу…

19.02.2011

Наш институт является региональным оператором введения ФГОС на территории Томской области. Мы много работаем с педагогами, убеждаем, разубеждаем, принимаем на себя эмоциональные удары…

Буча, поднятая в средствах массовой информации, возмущает, потому что свидетельствует о нежелании людей вникать и разбираться.

Некоторые мысли по этому поводу мы изложили в открытом письме.

Наиболее типичные ошибки, которые допускают многочисленные участники дискуссии по поводу стандартов:

Речь в выступлениях идёт о стандарте вообще, при этом упускается из виду, что стандарты для начальной и основной ступени уже приняты.

Это значит, что механизм уже запущен, а следовательно, основная задача – не «пресечь и запретить», а всем вместе, в процессе обсуждения, выработать оптимальный вариант.

Проект  документа,  предлагаемого для обсуждения нельзя рассматривать изолированно – вне общей концепции развития образования.

Пугая всех возможностью выбора, пугаясь этого сами, авторы писем, заявлений и проч. не видят концептуальной линии развития личности ребёнка: через формирование УУД его с первого класса приучают делать осознанный выбор, ответственно относиться к своим поступкам, быть Гражданином своей страны и т.д. (см. результаты реализации ООП на каждой ступени). Если мы поступательно будем вводить стандарт, мы получим новое поколение, интегрированное в социум, а значит, учитывающее потребности всех субъектов образовательного процесса.

Проект документа не предназначен для чтения «на досуге», он требует вдумчивого чтения с привлечением нормативно-правовых документов (Закона об образовании, Концепции ФГОС основного образования,  национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Программы «Дети России», Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников и пр.)

Разработчики стандарта особо подчёркивают, что документ имеет рамочный характер и является отправной точкой для реализации цели и задач образования в целом. Нужно особо подчеркнуть, что в Пояснительной записке к проекту ФГОС старшей ступени впервые чётко и недвусмысленно определяется место и роль образования в современном обществе: «образование рассматривалось (при разработке Стандарта – прим. моё) как важнейшая социальная деятельность, системообразующий ресурс, лежащий в основе развития гражданского общества и экономики страны».

Участники обсуждения вольно или невольно однобоко трактуют понятие «обязательный».

Говоря о структуре учебного плана, разработчики стандарта начинают с фразы: «Обязательная часть учебного плана обеспечивает реализацию требований Стандарта к предметным, метапредметным и личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования». Логично предположить, что предметы, названные в этой части обязательными, должны иметь надпредметный, интегрированный  характер и пронизывать весь образовательный процесс. Через изучение географии, истории, окружающего мира, экономики, экологии, литературы и т.д. формируется целостное представление о России и её месте в мире; формирование физической культуры человека не ограничивается научением его прыгать в длину, высоту, ширину и т.п. Основы безопасности жизнедеятельности должны закладываться в сознание ребёнка на уровне инстинктов, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста и красной нитью проходить через весь процесс образования. Работа в рамках проектной деятельности помогает развивать ключевые компетентности, обозначенные в стандарте, да и вообще личность ребёнка. Нужно очень постараться, чтобы не «с-читать» эту информацию.

Объём информации возрастает каждые 3-5 лет, и речь в стандарте не идёт об овладении информацией в принципе. Основная идея стандарта – научить ребёнка получать, присваивать, систематизировать и использовать полученные знания.

До сих пор общественность была возмущена тем, что на детей «обрушивается» огромный объём информации,  ратовала за введение профильного образования едва ли не с начальной школы. А теперь, когда предлагается изящное, умное решение этой проблемы через научение способам работы с информацией, мы начинаем сокрушаться по поводу того, что слишком мало предметов остаётся детям для изучения.

Речь в данном разделе идёт об обязательной части учебного плана, которая, по замыслу разработчиков стандарта, составляет только 40%.

Есть ещё 60% – часть, формируемая участниками образовательного процесса: учениками, родителями, педагогами, общественностью. От того, насколько заинтересованным окажется каждый из нас, будет зависеть конечный результат.

На каждой ступени образования должна быть решена вполне конкретная основная (но не единственная) задача, обеспечивающая преемственность на разных ступенях образования

На начальной ступени главным образовательным результатом должно стать формирование учебной мотивации; на основной ступени ребёнок должен иметь возможность попробовать себя в разных видах деятельности; к старшей ступени он должен быть готов к построению и реализации индивидуальной образовательной траектории.

Лыба А.А., зав.кафедрой сопровождения инноваций в образовании ТОИПКРО;

Колбас С.В., старший преподаватель кафедры сопровождения инноваций в образовании;

Казакова И.И., преподаватель кафедры сопровождения инноваций в образовании.

Автор: Алла Лыба

http://prosvpress.ru

 



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Узорова О.В.







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.04 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы