Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Стандарт как знак качества

26.03.2011

На днях на сайте Минобрнауки был опубликован проект сводного доклада Правительства РФ  о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В отличие от проектов некоторых других документов, опубликованных за последние месяцы, он не вызвал сколь-либо значимой дискуссии. В СМИ и тем более в блогах – гробовое молчание, на обсуждении 21 марта в Общественной палате – мягко говоря, не аншлаг. И хотя документ относится к разряду скорее рутинных, нежели революционных, – авторы лишь обобщили данные о том, как регионы выполняют шесть президентских наказов из «Нашей новой школы», – отчет об исполнении наказа № 1 все-таки достоин некоторого внимания. Речь идет о переходе на новые образовательные стандарты.

 

Как известно, первые классы всех школ страны перейдут на новые стандарты начального общего образования с 1 сентября 2011 года, однако уже с 1 сентября 2010 года часть школ, где учатся 12,8% первоклассников, в 78 регионах перешла на него «по мере готовности». Как отмечено в докладе, «такого количества детей при столь высоком социально-образовательном разнообразии охватываемого пространства вполне достаточно для репрезентативной выборки, позволяющей серьезную аналитическую интерпретацию результатов».

Итак, о каких же результатах идет речь?

В докладе выделено пять последствий введения стандарта. Для пущей краткости их можно обозначить так: повышение квалификации, внеурочная работа, оценка качества, новое оборудование, самостоятельность школ. Вряд ли авторы учитывали степень важности или распространенности каждого параметра при определении его места в списке, так что проанализируем их просто в порядке общей очереди.

Из ИПК на вертолете
В докладе утверждается, что учителя и администрация школ всерьез задумались о повышении своей квалификации, причем не только индивидуально, но и в составе школьных команд (уже стала широко известной именно такая командная практика в Оренбургской области). Люди, казалось бы, не первый год работающие в школе и вполне довольные собой, вдруг поняли, что чего-то им не хватает.

Та активность, с которой региональные системы повышения квалификации включились в процесс внедрения стандарта, не удивляет – ведь именно с ректорами и проректорами региональных ИПК разработчики стандарта не первый год планомерно ведут работу. Именно ИПК взяли на себя функцию площадок по содержательному сопровождению внедрения стандарта, начали честно и вдумчиво работать с педагогами. Как пишут сотрудники томского ИПК, мы «убеждаем, разубеждаем, принимаем на себя эмоциональные удары…». Особенно успешно работа идет в тех регионах, где проходила апробация стандарта начальной школы и где за нее отвечали все те же ИПК. Внедрение новаций стандарта для тех самых методистов, которых самые высокие начальники и самые независимые эксперты (порой безосновательно, а порой и вполне заслуженно) обвиняют в косности, профнепригодности и прочих смертных грехах, превратилось в дело всей жизни.

У повышения квалификации в связи с переходом на стандарт были свои особенности в каждом регионе. Например, в Москве акцент делали на использование информационных технологий, благодаря которым меняется само видение урока и способы его проведения. И если ученику на уроке, к примеру, предлагается самостоятельно снять мультфильм, герой которого был только что сделан (вылеплен, свалян, нарисован и проч.), учитель должен с легкостью уметь проделывать все подобные «высокотехнологичные» манипуляции.

Помнится, московский учитель Сергей Волков, самый неугомонный оппонент разработчиков стандарта, иронизировал, что, дескать, новый учитель, умеющий преподавать по новому стандарту, спустится в школу на вертолете. В Якутии, может, и на вертолете. А в большинстве регионов он приедет на автобусе из института повышения квалификации, держа ноутбук под мышкой.

7 часов и обеды
Переход на новый стандарт сопровождался появлением еженедельных 10 часов внеурочной работы, которые, в свою очередь, влияли на образовательный процесс в целом. Новый статус «внеурочки», сопоставимый по значимости с традиционной учебой, привел к появлению нелинейных расписаний и разных вариантов структуры образовательной программы. Школа стала не просто координировать основное и дополнительное образование, но и «сращивать» их. В среднем в пилотных школах по всем регионам внеурочная занятость на одного ученика составила почти 7 часов в неделю. В одной из тюменских школ мне рассказывали, что, хотя и раньше внеурочная работа имела место, теперь она стала более системной и почти что всеобщей, из-за этого в расписание первоклассников даже добавили обязательный и бесплатный обед.

По утверждению директора Департамента общего образования Минобрнауки Елены Низиенко, во всех регионах в связи с переходом на новый стандарт была проведена ревизия системы дополнительного образования. Уже есть примеры использования ее ресурсов для достижения всех трех групп результатов, заложенных в стандарте, хотя в целом на сегодняшний день дополнительное образование на них никак не ориентировано, то есть школа существует сама по себе, а всевозможные кружки и секции за ее пределами – сами по себе. «Внедрение модели сетевого взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования для организации внеурочной занятости обучающихся» – одна из задач, предложенная авторами доклада на 2011 год.

Призрак ЕГЭ
Авторы доклада отмечают, что при переходе на новый стандарт усилилась роль систем оценки качества образования (от школьного уровня до регионального) «как основы для управления и финансирования общеобразовательных учреждений по результатам деятельности». Началась разработка контрольно-измерительных материалов под новые образовательные результаты в начальной школе, более того – уже проводятся первые диагностики, мониторинги и прочие промежуточные формы контроля. И здесь важна фиксация не только предметных, но и метапредметных образовательных результатов, которые впервые были введены в новом стандарте.

Поскольку данные по регионам собирались фактически по истечении первого полугодия, получается, что, едва начав работать по стандарту, школы и органы управления разных уровней уже озаботились оценкой результатов. Судя по тому, что за последние полгода мне удавалось увидеть в отдельных школах нескольких регионов, в должных масштабах эта проблема учителей и управленцев не заботит – организовать бы учебный процесс, а уж оценка дело десятое. Так или иначе, говорить о конкретных результатах можно будет разве что по итогам учебного года – очень интересно, что и как удалось померить на уровне класса и школы. Еще более интересно, что на местах думают о замерах личностных результатов – как определить меру патриотизма, уровень социализации и прочие факторы, которые традиционной предметной меркой не померишь.

Впрочем, главное – не договориться до ЕГЭ для четвероклассников. Сильный акцент на тезисе о необходимости создания общероссийской системы оценки качества для контроля результатов, зафиксированных в стандарте, в докладе наталкивает именно на эту мысль.

Образцы для подражания
Поскольку одна из трех групп требований, составляющих стандарт, посвящена условиям реализации основной образовательной программы, регионы, как утверждается в докладе, стали обеспечивать условия для реализации программ начального образования, предусмотренные стандартом, проще говоря – оснащать школы оборудованием. Здесь, конечно, есть доля истины – материально-техническая база школ укрепляется постоянно и за счет самых разных источников, но вряд ли стоит связывать оснащенность пилотных школ исключительно с введением стандарта.

Дело в том, что собственно переход на стандарт «по мере готовности» предусматривал включение в пилотный проект тех школ, где эти условия уже созданы. Несколько директоров в разных частях страны, которым я задавал вопрос о том, что изменилось в связи с переходом на новый стандарт, отвечали, что в общем-то ничего, поскольку техническое оснащение и так всегда было на уровне, а «компетентностный подход мы уже давно используем». Несмотря на столь упрощенное даже не понимание, а представление ситуации для журналистов, доля истины в нем есть: регионы вводили стандарт в своих лучших школах, которые и так были образцами для подражания.

Показательно, что пресс-тур, посвященный введению стандарта в первых классах, который на прошлой неделе организовал Департамент образования Москвы, предусматривал визит… куда бы вы думали? Конечно, в вальдорфскую школу № 1060, где директорствует учитель года – 2010 Михаил Случ и которую создавал покойный Анатолий Пинский, идеолог школьной реформы начала 2000-х. Следующей школой стал Центр образования № 627, где год назад побывал… кто бы вы думали? Правильно, президент Дмитрий Медведев (программа его визита год назад была аналогичной). А затем журналистов свозили в школу рядом с метро Бауманская, которую иначе как конфеткой назвать нельзя, – почти малокомплектную, с атриумом и с литовским этнокультурным компонентом («наш неполитический ответ на действия прибалтов», как говаривал в свое время Юрий Лужков)… Было бы странно, если бы эти школы спасовали перед новым стандартом.

В проекте правительственного доклада почти ничего не говорится о том, как изменилось содержание образования благодаря стандарту или, что отразить было бы намного проще, как используются в учебном процессе те же информационные технологии (отмечено только, что учителя далеко не в полной мере готовы использовать системно-деятельностный и компетентностный подходы). При этом на экскурсии по Москве акцент, похоже, был вольно или невольно сделан именно на компьютерных «примочках» – начиная от обучения клавиатурному письму на непременных компьютерах Apple до демонстрации снятого детьми фильма о посещении зоопарка. Впрочем, и без нового стандарта все это в лучших школах Москвы давно уже есть. Неудивительно, что режиссером и героем фильма о зоопарке оказался ученик отнюдь не начальной школы.

Склонность к творчеству
Школы стали более самостоятельны в организации учебного процесса, так как сами должны разрабатывать основные образовательные программы. Более того: при подготовке материалов для доклада в регионах были выявлены факты, когда в группы разработчиков программ входили не только школьные начальники и учителя, но и родители. Это, в общем, и требовалось доказать. Так что, как считают авторы доклада, уже «появляются методические разработки по технологии создания этого нового и принципиально важного для школы документа». Оптимистичный вывод.

Впрочем, как неоднократно говорила Елена Низиенко, до 90% школ страны возьмут за основу примерную основную образовательную программу, предложенную федеральным министерством, и мало что в ней изменят. А вот оставшиеся 10% переработают ее значительно, создав нечто свое. Трудно сказать, какой процент школ, вводящих новый стандарт «по мере готовности», на самом деле занялся творчеством, – хотелось бы получить результаты объективного анализа образовательных программ всех пилотных школ. Во всяком случае, в одной из лучших школ Казани, где я попросил завуча по начальным классам показать мне ту самую школьную образовательную программу, оказалось, что ее вообще никто не разрабатывал. Все-таки к активному творчеству, в том числе бумаготворчеству, предусмотренному стандартом, имеет склонность далеко не каждое образовательное учреждение.

Равнение на лучших
Во время экскурсии по школам Москвы начальник Центрального окружного управления образованием Вера Лопатина заявила журналистам, что отныне родители, отдавая ребенка в школу, прежде всего, будут выяснять, работает ли она по новым стандартам. И хотя, если говорить о первоклассниках, с будущего года выяснять будет нечего – на новые стандарты перейдут все, очень показательно такое понимание стандарта как знака качества: если в школе он введен, то, значит, и компьютеров там предостаточно, и учителя хорошо обучены, и во второй половине дня ребенок будет занят… Пусть даже в этом году, при переходе «по мере готовности», стандарт как фактор успеха скорее вторичен, а первична вся предшествующая история конкретной школы…

Пару месяцев назад я спросил региональных координаторов введения стандарта, как переход на стандарт «по мере готовности» отразился на детях, которым посчастливилось оказаться учениками соответствующих школ. Не могу сказать, что получил исчерпывающие ответы.  Одна коллега рассказала о том, что теперь больше появилось возможностей бесплатно посещать учреждения дополнительного образования, другая – что через полгода работы по стандарту учителя и дети «стали другими», интерес появился, увлеченность повысилась… (трудно предположить, что раньше интереса и увлеченности совсем уж не было). А представитель еще одного региона пообещала задать этот вопрос родителям и детям пилотных школ и потом обобщить ответы…

От перехода на стандарт общественность ждет осязаемых чудес, словно бюргеры от Мюнхгаузена. Неудивительно, что тот же Сергей Волков неоднократно вопрошал, как отличить школу, где стандарт введен, от школы, где он не введен. И впрямь мерещатся суперкомпьютеры и золотые унитазы… При этом приходится признать, что никаких значительных внешних изменений в школах в момент перехода на стандарт не происходит: процесс растянут во времени, он гораздо глубже и многограннее, чем кажется на первый взгляд. Что касается родителей и детей, то, если речь идет о первоклассниках, они-то вообще не знакомы с привычными школьными алгоритмами и вряд ли смогут почувствовать разницу, а родители, окончившие школу 10-20 лет назад, чувствуют ее и без новых стандартов.

Важно другое. Как отмечено в проекте правительственного доклада, по всей стране в пилотных школах созданы ресурсные центры (или, как сейчас модно говорить, стажировочные площадки), которые будут оказывать всем остальным помощь в переходе на новые стандарты. В этом главный смысл перехода «по мере готовности» – в очередной раз выявляются лидеры и транслируются лучшие практики, а это хорошо известные принципы реформы «по Фурсенко», заложенные пять лет назад в нацпроекте и реализуемые сегодня на всех уровнях образования. Новая «конституция школьной жизни», как называют стандарт его разработчики, многомерна, и каждый найдет в ней что-то свое, поставив во главу углу те или иные результаты образования и обосновав необходимость наличия в школе хоть сотни компьютеров Apple, хоть мешка шерсти для учебного валяния в соответствии с принципами вальдорфской педагогики.

Автор: Борис Старцев 

http://prosvpress.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Бененсон И.О







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы