Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Учиться выбирать в 10 классе уже поздно

23.04.2011

Предложив свободу выбора «основ наук» для старших школьников, авторы нового стандарта замахнулись на святое – фундаментальный принцип «всех учить всему». О причинах резкого и дружного отпора реформаторам размышляет социальный психолог-психотерапевт Маргарита Жамкочьян.

Как показывают многие исследования, к 15 годам интеллект человека достигает наибольшей остроты и как инструмент готов к употреблению. К этому возрасту у человека складывается определенная система мотивации. Она, конечно, еще плохо осознана, не отрефлексирована, но де-факто мы уже наблюдаем определенную иерархию ценностей. На этой стадии возрастного развития личности складывается и некое интегративное представление о себе (образ «Я») как результат поиска идентичности, который продолжается весь подростковый период, начиная лет с десяти.
На мой взгляд, проблема не в том, что 16-17-летние молодые люди не способны выбрать себе предметы обучения, а в том, что мы боимся и не хотим предоставить им эту возможность. Так называемая «неготовность детей к выбору», о которой пишут в прессе, на деле означает неготовность самих взрослых предоставлять им какую-то свободу. За категоричными репликами «Не дозрели до свободы!» или «Все равно, мол, их решение почти наверняка окажется неверным, импульсивным, инфантильным – в общем, не таким, как надо», скрывается страх как ошибки, так и отклонения от накатанного пути.

Оправдан ли этот страх? С одной стороны, у старшеклассников действительно отсутствует опыт выбирания, не хватает тех самых универсальных умений: определение критериев выбора, осознание своих целей (что я хочу получить в результате), предвидение изменений, к которым ведет выбор, умение свой выбор отстоять. С другой стороны, этот страх обусловлен непониманием природы выбора вообще, нашей не-счастливой необходимостью все время выбирать под внешним давлением. Эта необходимость отлита в формулы «выбирай или проиграешь», «выбирай между хорошим и плохим, но учти, что хорошего на всех не хватит» и так далее.

Неудивительно, что при таком неблагоприятном опыте выбор скорее пугает, чем привлекает. Между тем, способность ориентироваться в поле неопределенности, выбирать свой личный интерес, свою стезю посреди океана альтернатив – может быть, самое главное из универсальных умений, определяющих суть «Нашей новой школы».

Итак, настоящий выбор осуществляется из двух или нескольких позитивных (важное слово!) альтернатив. То есть, отталкиваться не от негатива или от противного («если не физик – значит, лирик»), а от того, как ты представляешь себя, свое будущее, круг значимых для тебя людей, оптимальный режим занятий, развлечений, увлечений… А мы постоянно слышим: «Учись или пойдешь в дворники», «Готовься в вуз или настраивайся на армейскую казарму». Но такие альтернативы к выбору не имеют ровно никакого отношения.

Начинать учить(ся) выбору надо гораздо раньше, чем за два года до последнего звонка. Намерение защитить детей от скороспелых, однобоких, легкомысленных решений понятно, поэтому ошибаться, допускать перегибы, набивать шишки с синяками надо в начальных и средних классах, где последствия выбора не так судьбоносны. А в десятом классе – извините, поздновато. Как говорила Марина Цветаева, «плохие стихи надо писать в шесть лет». В старшей школе надо уже достаточно уверенно и обоснованно определять свои ориентиры и предпочтения в мире.

В Москве есть школы, где детям предлагают уже в третьем (!) классе выбирать себе учителя – ну, скажем, математики: одного из трех, работающих в параллели третьих классов. Подчеркну, их не бросают в воду, чтобы дальше сами выплывали, а специально обучают выбирать. Просят подумать над двумя вопросами: а) почему я предпочел бы этого преподавателя и б) почему я не пошел бы ко второму и третьему? И они отвечают: «Потому что это очень сильный математик, а я люблю этот предмет». Или: «Потому что я готов решать задачки и разгадывать логические ребусы с утра до вечера». Или: «Мне нравится М.П. как человек, она не такая строгая, как П.Л., то есть не будет много задавать, а я не буду перетруждаться».

Как видите, здесь появляются критерии доброты, требовательности, интереса к предмету, учет своих и преподавательских амбиций. Такие простенькие с виду вещи, собственно, и помогают включить механизмы рефлексии и личностного самоопределения. У детей появляются критерии выбора, умение анализировать эти критерии, сопоставлять с ними свои планы и поступки. Совсем необязательно на выходе из школы это гарантирует правильное решение, которое устроит и родителей, и педагогов. Это гарантирует лишь то, что они будут выбирать от собственного имени, вполне ответственно, а не колебаться, как на качелях, между мнениями других людей. Свой путь найти вообще непросто и чем раньше поймешь, что такое выбор, тем раньше слезешь с качелей.

К сожалению, таких образовательных моделей «с выбором» у нас совсем немного. Младшие подростки сплошь и рядом остаются в ситуации «без вариантов». И в результате первый серьезный выбор делают только в старших классах. А там речь идет уже не о праве выбора, а о жизненной необходимости. Хочешь, не хочешь, умеешь, не умеешь – выбирай! Свой опыт делания выбора нужно наживать гораздо раньше.

Автор: Антон Зверев 

http://prosvpress.ru

 



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Вахрушев А.А







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы