Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Стандарт для общественности

27.04.2011

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге и Ленинградской области состоялись мероприятия, на которых обсуждались различные аспекты перехода на новые стандарты.

19 апреля прошло заседание Координационного совета по вопросам организации введения ФГОС общего образования, а 20 – 21 апреля – всероссийский семинар-совещание региональных координаторов введения ФГОС и ректоров институтов повышения квалификации.

Принимающей стороной была Администрация Ленинградской области: в этом регионе апробация стандарта началась еще в 2007 году, а в 2010 – 2011 учебном году на него перешло максимальное количество первоклассников по сравнению с другими субъектами Федерации.

Подходит к концу учебный год, в течение которого переход на новый стандарт первых классов осуществлялся выборочно («по мере готовности») почти во всех регионах, а в будущем учебном году предстоит переход на стандарт первых классов по всей России. Поэтому регионы докладывали и о результатах работы, и о планах на ближайшее будущее.

В докладах и обсуждениях директор Департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко предложила сделать акцент на публичном представлении результатов перехода на стандарт. Что конкретно система образования может предъявить общественности  родителям, журналистам, представителям власти? Какие изменения почувствуют на себе дети? В конце концов, как отличить школу (класс), где переход на стандарт произошел, от школы (класса), где работают по-старому? Если образовательное сообщество не сможет дать внятные и конкретные ответы на этот вопрос, у общества возникнут обоснованные претензии: зачем вообще затеяли переход на новые стандарты, если изменений нет?

Убедить родителей
Итак, есть показатели, выраженные, что называется, языком цифр (пусть даже широкая общественность не сможет увидеть их глазами и пощупать руками), – в масштабах страны многие из них приведены в проекте правительственного доклада по реализации «Наша новая школа». Во всех регионах переобучены практически все учителя начальных классов и школьные управленцы, формируется нормативная база по переходу на новый стандарт вплоть до муниципального и школьного уровня и т.д. и т.п.

«Первым представителем общественности, который задал нам вопрос о том, что изменится при переходе на новый стандарт, был наш губернатор, – рассказал первый заместитель начальника Главного управления образования Курганской области Эдуард Абрамов. – Сходу ответить довольно трудно – не стоит произносить банальности, что улучшится качество образования, а значит, и качество жизни, этого наша общественность не примет. Изменения в содержании образования пресса тоже может не понять. Но то, что люди точно увидят, – это техническое перевооружение школ. Не менее важны новые методики и технологии. Чтобы ребенок научился справляться с невзгодами, преодолевать стрессы, трудности внешнего характера, стал более адаптированным к жизни в современных условиях, эти подходы должны быть донесены до родительского сообщества».

«У нас губернатор захотел посмотреть урок в пилотной школе – как он проходит в первом классе по новому стандарту,  рассказала заместитель начальника Департамента образования Вологодской области Ирина Петранцова. – 15-минутный сюжет об уроке с участием губернатора был показан по телевидению, и все смогли увидеть, что это интересно, что детям это нравится. Мы и дальше планируем рассказывать в СМИ, как проходит обучение и воспитание детей в рамках нового стандарта. Это новые методики, новые технологии – другой стиль взаимоотношений учителей и учеников».

Первый замминистра образования Оренбургской области Ольга Озерова рассказала, что в ее регионе именно содержательной стороне преподавания уделяется максимум внимания. Помимо традиционных семинаров по обмену опытом для учителей начальных классов и управленцев, записываются на видео лучшие уроки молодых учителей (без жесткого администрирования, с использованием диалогических, проектных и прочих современных методов работы), и потом проходит их обсуждение.

По словам заместителя руководителя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Елены Спасской, уже сегодня в школах висят стенды, на которых размещена информация о переходе на новые стандарты для родителей. Выбран самый доступный формат – «вопрос – ответ»: что представляет собой новый стандарт, чем он отличается от старого, что получит ребенок в результате освоения стандарта. «Главное, что видят родители,  спокойные лица учителей и руководителей образовательных учреждений: нет беспокойства о том, как школы начнут работать с 1 сентября».

Еще один вопрос – закупка нового оборудования для реализации нового стандарта. «Удалось побывать в Центре информационных технологий и учебного оборудования в Москве,  рассказала Евгения Умникова, начальник Управления образованием Екатеринбурга,  там нам показали мини-лаборатории для учеников начальных классов. И мы информируем наши образовательные учреждения, что такое оборудование надо приобретать». А в Краснодарском крае всем школам, переходящим на новый стандарт, в расчете на каждого первоклассника увеличивается норматив, и дополнительные средства можно будет потратить на улучшение условий образования: ремонт в кабинетах и закупку нового оборудования. Так что улучшения в оснащении каждого конкретного класса будут видны невооруженным глазом.

Проректор Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования Марина Солодкова рассказала об информационной работе, которая в регионе ведется с родителями, – это и конференции в режиме он-лайн, и форум на сайте института. Вопросы задаются о внеурочной деятельности, об изменениях классно-урочной системы и пр. При этом, как заметила докладчик, ожидания родителей от образования и современные представления о том, какой должна быть школа, сильно разнятся: «Надо объяснять родителям, что они становятся активными участниками образовательного процесса, – формулировать потребности, а школа должна учитывать их».

«Родители должны понять, что они получают возможность принимать участие в разработке образовательной программы школы, в формировании индивидуальных траекторий для своих детей, – подытожила Елена Низиенко. – Хотя в стандарте не прописана итоговая аттестация, система оценки достижений детей должна быть понятна для родителей: что есть в стандарте, что еще должно быть в нем или в других документах, чтобы родители видели, что результаты отслеживаются и оцениваются». Во многих докладах подчеркивалось, что родителям стараются разъяснить, в чем заключается практико-ориентированный характер образования, хотя, конечно, не стоит трактовать этот подход примитивно – дескать, раньше школа учила просто считать, а теперь будет учить считать, например, деньги.

Убедить финансистов
Впрочем, еще до того, как работникам образования придется в массовом порядке убеждать родителей в преимуществах нового стандарта (пик такой пиар-кампании, судя по всему, придется на конец лета – начало осени этого года), им приходится убеждать в этих преимуществах региональных финансистов. Ведь именно от них во многом зависит, сколько денег будет добавлено школам в связи с переходом на новый стандарт. Представитель Екатеринбурга даже предложила приглашать сотрудников финансовых органов, от которых зависят решения о финансировании школ, на открытые уроки: «Показать школы, которые работают по новому стандарту, и школы, которые работают по-старому, и спросить, куда они сами захотели бы привести своих детей?». Впрочем, даже на всероссийское совещание в Санкт-Петербург отдельные представители органов управления образованием приехали вместе с представителями финансовых органов – может быть, всеобщим интересом в связи с переходом на стандарт удастся «заразить» и их?

Заместитель руководителя Департамента образования и науки Краснодарского края Николай Байрачный предложил федеральному центру разработать некие методики, которые можно было бы предъявить финансистам в качестве рекомендации, – например, «некую модельную методику расчета нормативных затрат». Впрочем, по мнению Елены Низиенко, те же модельные методики по нормативно-подушевому финансированию и НСОТ были лишь утверждены, а отнюдь не рекомендованы министром Андреем Фурсенко. Тем не менее в связи с переходом на новые стандарты и реализацией 83-го закона «необходимо вносить уточнения в методику нормативно-подушевого финансирования в той части, где говорится об учете норматива и включении в него внеурочной деятельности», а в методику НСОТ – в связи с учетом в окладе учителя внеурочной деятельности».

Как известно, особенность нового стандарта – акцент на внеурочную работу. Именно «внеурочка» и есть тот фактор, который легко предъявить широкой общественности как несомненное завоевание, ставшее возможным благодаря стандарту. Особенно это касается тех школ, где раньше «внеурочке» вообще не уделялось внимания.

И здесь есть принципиальная сложность, которую активно обсуждали на санкт-петербургских мероприятиях: где найти источники ее финансирования?

Если изначально предполагалось, что 10 часов внеурочной деятельности войдут в базисный образовательный план, то есть школа будет обязана предоставлять эти часы всем ученикам (другой вопрос, что они могут посещать их или нет), то в окончательной редакции ФГОС начальной школы вопросы финансирования «внеурочки» полностью переданы на усмотрение регионов. При этом внеурочная деятельность, пусть не в рамках учебного плана, все равно должна работать на достижение результатов, заявленных в стандарте. Это принципиальная позиция и разработчиков, и федерального министерства, что бы ни говорили об этом сторонние эксперты (представители регионов рассказали, что путешествующие по России московские лекторы, не имеющие отношения ни к группе разработчиков, ни к федеральному министерству, утверждают, что в окончательной версии стандарта внеурочная деятельность вообще отменена).

Первый заместитель начальника Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области Игорь Шаповалов пожаловался, что «первоначально субъекты заложили внеурочную деятельность в норматив финансирования, и сейчас деньги есть, но как только финансовые органы узнают, что она не является обязательной, деньги могут просто-напросто изъять». Его поддержал представитель Курганской области: «В нашем дотационном регионе дополнительное образование всегда лежало бременем на органах местного самоуправления, и количество часов в школах отдельного района прямо коррелировало с объемом урожая, собранного в районе в предшествующий период. 10 часов гарантированного финансирования за счет субвенций «окрашенными» деньгами было бы спасательным кругом».

Впрочем, по мнению Елены Низиенко, отсутствие строго определенного количества часов на «внеурочку» не стоит воспринимать столь трагично. Аналогия – отсутствие минимального норматива, устанавливаемого на федеральном уровне (о необходимости которого часто говорят представители профсоюзов и органов управления некоторых субъектов Федерации). При наличии такого норматива слишком велик риск, что регионы, где реальные расходы на образование гораздо выше, ориентировались бы на минимум. С внеурочной деятельностью во многих регионах тоже есть возможность не ограничиваться 10 часами. И наоборот – на сегодняшний день есть регионы и школы, где обеспечить эти 10 часов крайне сложно не только по финансовым соображениям, но и по причине низкой готовности образовательных учреждений.

Впрочем, большинство регионов уже нашли свои решения проблемы с организацией и финансированием «внеурочки».

Так, в Красноярском крае бюджет формируется в расчете на 5 часов внеурочной деятельности, а, например, в Республике Саха (Якутия) и Ленинградской области так и оставили 10 часов. «Хорошим инструментом для убеждения наших финансистов оказался проект доклада правительства по реализации «Нашей новой школы», – рассказала Елена Спасская. – Статистика показала, что в этом учебном году регионы выделили на внеурочную работу 7 часов. Это усредненный показатель  есть регионы-лидеры, есть аутсайдеры. Мы хотим быть впереди».

Известно, что формы организации внеурочной деятельности могут быть самыми разными, но главное условие – использование потенциала системы дополнительного образования. В Оренбургской области был проведен мониторинг готовности школ к введению внеурочной деятельности, по результатам которого, по словам представителя региона, «стало понятно, что из положения мы выйдем достойно». Непосредственно на базе школ внеурочная работа может быть организована почти в половине случаев, а в остальном будут привлекаться учреждения дополнительного образования. Детей туда будут возить на школьных автобусах или, наоборот, педагоги будут приезжать в школы.

Автор: Борис Старцев

http://prosvpress.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Бунеев Р.Н







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.19 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы