Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К отзывы Русский язык (Л. М. Зеленина)

02.05.2011

 

В школе №183 я работаю учителем начальных классов уже более 20 лет, а по программе УМК «Школа России» - пятый год. Каждый раз, когда мы набираем новый первый класс, начинается обучение не только детей, но и их родителей. Это те же самые ученики, но за их спиной есть багаж знаний. Как правило, это люди разного возраста и разных профессий.

 

И вот наступило 1-е сентября. Дети пошли в школу. Домой они вернулись с учебниками, которые родители внимательно рассматривают, восхищаясь или критикуя. Вот с этого момента родители сами становятся учениками. Моя задача как учителя - научить родителей понимать учебник, чтобы они легко ориентировались в учебном материале, в структуре урока и могли оказать своим детям своевременную помощь.

 

На родительских собраниях мы подробно обсуждаем учебную программу по предметам и содержание уроков. Одно из таких родительских собраний было посвящено работе по учебнику «Русский язык» 1-й класс, авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова.

 

Предварительно, один из уроков в классе я записала на магнитофон. Затем, на родительском собрании я провожу этот же урок для родителей. Выполнив очередной этап работы вместе с родителями, сразу даю им прослушать запись этого же этапа работы с их детьми. Таким образом, родители получают возможность целиком и полностью ощутить себя на месте первоклассника и провести сравнение собственного восприятии материала урока и учебника и понимания материала их детьми.

Что интересно, родители не всегда могут так же быстро и точно как их дети давать ответы. Они удивлены тому, как их дети быстро работают по этому учебнику. Такое родительское собрание проходит очень живо и интересно не только для родителей, но и для учителя. В конце этого занятия задаю вопрос родителям: «Какой этап урока для Вас был самым интересным?» Оказывается, - работа с этим учебником!

 

Помимо этого необходимо отметить, что учебник хорошо издан: книгу приятно держать в руках – шрифт хорошо читаем, бумага качественная. К упражнениям подобраны соответствующие яркие, красочные картинки, что помогает точно воспринять и обдумать задание. Используется материал русского народного творчества, что способствует развитию речи учащихся. В учебнике предлагается не только игровой материал, но уже есть поле деятельности для мозговой атаки. Материал учебника преподносится не как истина, а учит детей исследовательской работе. В учебнике представлен план работы над новым материалом в виде системы вопросов, и теперь, любой родитель понимает, как проходит обсуждение и может самостоятельно (если пропустили урок) проследить последовательность рассуждений по данному уроку. Каждый урок опирается на ранее изученный материал. Используется различный шрифт и цветовые оттенки, что способствует развитию памяти и лучшему усвоению учебного материала.

 

В учебниках «Русский язык» с 1-го по 4-й класс даётся целостная система русского языка и основы филологических знаний о языке. В печатном пособии «Русский язык. Рабочая тетрадь» даны упражнения для овладения практическими приёмами использования полученных знаний. Эти упражнения разного уровня сложности, но ребята с удовольствием выполняют их самостоятельно. «Рабочие тетради» учат планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами.

 

Серьёзным достижением и самым приятным результатом работы за четыре года моих учеников по учебникам «Русский язык» авторов Л.М. Зелениной и Т.Е. Хохловой, является победа команды учащихся 4-х классов, занявших 1-е место в московском городском конкурсе «Страна Русского языка» для учащихся начальной школы в 2008-м году.

 

В заключение хотелось бы выразить твердое убеждение в том, что занятия по данному учебнику помогут детям качественно овладеть материалом, а их родителям дадут возможность всегда прийти своим детям на помощь.

 

Яцина Галина Леонидовна

учитель начальных классов

ГОУ СОШ №183 г. Москвы

 

 

Одним из самых ярких и значительных отличий состояния и развития современной школы от школы прошлых лет является её многообразие и вариативность, которое выражается в виде разнообразия типов школ, отличия в организационно-педагогических структурах и вариативности концепций, программ и методических систем.

Говоря о методических системах, наличествующих в настоящее время в российском образовании, следует указать на три из них:

 

традиционная система;

дидактическая система Леонида Владимировича Занкова;

развивающая система Даниила Борисовича Эльконина - Василия Васильевича Давыдова.

Наиболее разнообразной из всех перечисленных систем является традиционная система обучения, в которую входит несколько методических комплектов различных авторов по основным предметам, изучаемым детьми в школе первой ступени образования.

Само название системы происходит от латинского tradition – передача, повествование:

 

исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, порядки, правила поведения;

устный рассказ, передающийся от поколения поколению, предание.

Исторически сложившаяся традиционная система школьного образования всегда была подчинена задаче усвоения учащимися определённой суммы знаний, умений и навыков в пределах программных требований, где учитель «давал» знания, а учащимся надлежало их прочно «взять». Однако ещё великий философ Эммануил Кант утверждал: «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Поэтому становится очевидным, что давно настала пора по-новому взглянуть на проблему современного образования. Мало убедить общество и школу в необходимости гуманного подхода к организации учебного процесса и целенаправленной работе над развитием учащихся, необходимо иметь эффективные современные средства и способы, позволяющие реализовать эти цели. Решение задач развивающего обучения современной системой образования представляется возможным на методическом уровне, так как именно он позволяет, учитывая содержание каждого учебного предмета, развивать способы организации учебной деятельности учащихся, обеспечивая положительные результаты как в плане усвоения знаний, формирования умений и навыков, так и в плане развития личности ребёнка. Поэтому важную роль в реализации развивающего обучения в рамках традиционной школы отводится учебно-методическим комплектам.

 

В настоящий момент традиционная система обучения обладает большой разветвлённостью и обеспечена более полутора десятками учебно-методических комплектов. Наиболее востребованным комплектом сегодня является УМК «Классическая начальная школа», в котором учебники русского языка написаны Тамарой Григорьевной Рамзаевой. Данный учебник используют в своей работе педагоги уже более 20 лет. Многолетняя привычная практика, иногда консервативность взглядов и возможность применения авторитарного стиля в преподавании, наличие проблемы или нежелание в переучивании, часто неразработанность программ и учебников нового поколения для среднего звена школы как продолжения курса начального звена - всё это позволяет учебнику Т. Г. Рамзаевой занимать лидирующие позиции по восстребованности. Однако с каждым годом УМК новых формаций получают всё большее распространение среди современного учительства.

 

В течение ряда последних лет одним из таких комплектов является УМК «Школа России», в котором курс русского языка изложен авторами 

Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой.

 

Ведущей идеей курса является:

 

рассмотрение русского языка с позиции духовной, культурно-исторической ценности, а его изучение как:

условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника при формировании индивидуальности ребёнка;

средство становления всех форм общения – говорения, слушания, чтения, письма, творческого диалога с окружающим миром;

средство познания окружающего мира и самого себя в нём.

Данная идея была реализована авторами в программе и учебниках указанного курса, целью которого явилось открытие детям русского языка как предмета изучения, посредством воспитания чувства сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности русского языка и пробуждения интереса к его исследованию.

 

Основным положительным отличием программы данного курса является то, что она предусматривает изучение русского языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умения самостоятельно планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами, способности к самооценке и самоконтролю.

 

Курс состоит из учебников для 1, 2, 3, 4 классов (имеют гриф рекомендовано Министерством образования РФ), построенных в контексте авторской концепции развивающего обучения. Общность структуры методической системы и методического аппарата учебников придаёт им характер целостной методической системы, особенностью которой является логика расположения учебного материала не только по годам обучения, но и по темам и урокам, постепенное его усложнение и углубление. Психолого-педагогические модели построения всех тем в учебнике инвариантны (повторяются с точки зрения общих подходов к организации учебного материала). Каждая тема раскрывается в определённой последовательности путём постановки проблемы и её анализа учащимися совместно с учителем и решения обозначенной проблемы через систему сопровождающих практически каждое задание вопросов, так называемых аналитических планов. Таким образом, предлагаемые авторами модели уроков являются поэтапными ступеньками размышлений учащихся, которые приводят к самостоятельному решению поставленных задач. По сути дела, в учебниках заложены такие формы педагогического руководства, при которых ребёнок реально становится субъектом учебного процесса, т.е. из ученика пассивно воспринимающего материал из уст учителя (как это было принято в школе старой формации), превращается в учащегося, активно участвующего в процессе непосредственного «добывания» знаний.

 

С целью оказания помощи учителям начальных классов в овладении методикой преподавания русского языка при обучении учащихся переходу от интуитивного владения всеми аспектами языка к осознанию его синтаксического строя, лексико-грамматических разрядов слов, звукового состава, интонационной стороны речи и нормам литературного произношения и орфографии, в УМК Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой включена «Книга для учителя» для 1- 4 классов.

 

В каждой из «Книг для учителя» представлена информация – характеристика авторского курса:

 

Цели, содержание, структура курса.

Программа обучения русскому языку в 1-4 классах (общая характеристика и конкретное изложение для каждого года обучения).

Учебники «Русский язык» для 1-4 классов (содержание, особенности структуры и методической системы по каждому году обучения).

Тематическое планирование по всем разделам каждого класса.

Краткие методические рекомендации по работе с разделами учебника (общая характеристика) для каждого года обучения.

Рекомендательная поурочная работа со всем материалом каждого года обучения в виде таблицы, состоящей из следующих граф:

номер урока по данной теме с указанием страниц в учебнике;

основные цели урока;

познавательный опыт учащихся, обеспечивающий им возможность успешно выполнять задания;

материал, зафиксированный на страницах учебника;

формулировки и терминология, используемые учителем и учащимися;

деятельность учащихся;

формулируемые понятия, знания, умения и навыки;

правила, сведения о языке, имеющиеся в учебнике.

Таблица даёт целостное представление об уроке, его месте в системе уроков, о его связи с предыдущим и последующими уроками, о «языке» урока, необходимом уровне состояния знаний, умений и навыков, о возможных затруднениях на уроке. Следует отметить, что данное пособие не содержит непосредственно разработок уроков, так как имеющаяся таблица «Система уроков по разделу…», нося рекомендательный характер, служит одновременно подспорьем учителю как для творческой работы, так и для самоанализа.

 

Более конкретное описание возможной работы на уроках по данному курсу предлагает пособие для учителя «Русский язык. Поурочные разработки» для 1, 2 классов (поурочные разработки для 3 и 4 классов планируются к выпуску в издательстве «Просвещение» в ближайшее время). Это пособие являет собой более подробное изложение предыдущего издания («Книга для учителя») в плане разработанности уроков. Представленные в нём материалы, несомненно, носят рекомендательный характер и не должны приниматься учителями как догма в ущерб его личному педагогическому творчеству. Но, в тоже время, учитель, для успешной реализации целей и задач изучаемого курса, должен понимать и принимать особенности методической системы и предлагаемые авторами модели и типы уроков. Аналогично пособию «Книга для учителя», данное издание содержит характеристику авторского курса «Русский язык» (1-4 классы), даёт краткое представление о содержании учебников, их структуре и особенностях методической системы. В каждой книге «Русский язык. Поурочные разработки» представлено примерное тематическое планирование по всем разделам к обозначенному году обучения. Основная часть пособия содержит материал поурочных методических рекомендаций по всем темам программы для каждого класса, которые изложены в русле авторского видения с учётом реализации ведущих целей и задач предлагаемого курса. Завершается каждая книга «Русский язык. Поурочные разработки» разделом «Приложение», в котором представлен материал для работы со словарными словами. Целью данного раздела является попытка авторского коллектива оказать помощь учителям при организации их повседневной практической работы со словами, имеющими традиционные, труднопроверяемые и непроверяемые написания и включённые в список для усвоения их учащимися начальных классов. К каждому слову даётся его лексическое значение, морфологические признаки, однокоренные слова и словосочетания, подборка фрагментов народного фольклора и произведений русской и советской классической литературы, содержащих данные слова.

 

Рубрика «Знаете ли вы» поможет учащимся расширить и обогатить их словарный запас, предложит задуматься над написанием и происхождением слов и устойчивых словосочетаний.

 

С целью углубления, обогащения и конкретизации материала, изложенного в учебниках каждого года обучения, в УМК «Школа России» включены пособия «Дидактический материал» (для 2-4 классов), предназначенные для самостоятельной работы учащихся как на уроках, так и при выполнении самостоятельных работ в домашних условиях, что позволяет достаточно последовательно решать проблему индивидуализации учебного процесса. Методическая система «Дидактического материала» ориентирована на решение одной из ведущих задач курса – речевого развития учащихся, формируя способность осознанно, а не интуитивно использовать факты языка, что служит развитию познавательной самостоятельности, творчества, стремлению к новым познаниям. В «Дидактическом материале» по каждому году обучения представлены все программные разделы, соответствующие темам учебников. Для удобства работы с пособием, каждая тема начинается с раздела «Основные сведения по теме», что, несомненно, оказывает ощутимую помощь учащимся при выполнении заданий. Система заданий в «Дидактическом материале» носит как тренировочный характер (воспроизведение известных правил, определений, алгоритмов), так творческий (составление загадок, скороговорок, исправление перепутаницы и т. д.).

 

В пособии содержатся как задания на закрепление, повторение и воспроизведение пройденного, задания для письма по памяти, так и творческие, проблемные упражнения. Положительно и то, что учащимся предлагается сначала познакомиться с общим алгоритмом работы любого задания и периодически рекомендуется вернуться к этому алгоритму, если возникают какие-либо затруднения. Данное пособие можно использовать для раноуровневого обучения, так как в нём присутствуют задания разного уровня сложности (задания повышенной сложности обозначены звёздочкой). Кроме того, пособие содержит занимательный, исторический материал, любопытные факты происхождения и значения слов (раздел «Знаете ли вы, что…», кроссворды, чайнворды, загадки, ребусы). В «Дидактическом материале» каждого года обучения последний раздел предлагает ряд примерных проверочных работ по основным изученным темам программы. 

С целью более глубокого контроля и анализа усвоения школьниками программного материала, авторы включили в данный комплект пособие для учащихся «Русский язык. Проверочные работы» для 1 и 2 классов (аналогичные пособия для 3 и 4 классов планируются к выпуску в издательстве «Просвещение» в ближайшее время). Назначением данного пособия является не только и даже не столько контроль и оценка знаний и практических умений учащихся в области русского языка, сколько диагностика состояния и проблем при работе учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения. Содержание данного пособия, отражающее все основные разделы программы каждого года обучения и соответствующее требованиям, предъявляемым к уровню подготовки учащихся на всех этапах обучения, представлено следующими формами работ: различные виды списывания, письмо по памяти, орфографические и словарные диктанты. В конце каждой темы присутствует раздел «Проверь себя!», содержащий образцы верного выполнения предлагаемых заданий, что даёт возможность учащимся самостоятельно проверить свои знания и практические умения путём рефлексации, способствуя обучению детей процессуальному и итоговому самоконтролю и развитию у них индивидуальности и творческой самостоятельности.

 

Большая часть пособия отведена особой форме проверочных работ – тестам, включающим следующие виды заданий:

 

с выбором ответа;

со свободным ответом;

на завершение (дополнение) высказывания;

графические задания (произведение различных разборов и установление связи слов в предложениях посредством использования условных обозначений).

Примерно пятая часть тестовых заданий дана на повышенном уровне сложности и обозначена звёздочкой. Наличие разноуровневых тестовых заданий позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход к обучению и развивая индивидуальные возможности школьников разной степени обучаемости. В пособии для 1-го класса к каждому тесту даны нормы оценки результатов выполнения задания в баллах, что способствует развитию у учащихся чувства объективной самооценки и самоконтроля.

 

Весомым дополнением комплекта является одно из наиболее эффективных типов учебных пособий – рабочая тетрадь, соединяющая в себе учебник и школьную тетрадь по изучаемому предмету. Серия пособий «Русский язык. Рабочая тетрадь» состоит из тетради для 2-го класса и тетрадей для 3-го и 4-го классов в двух частях каждая, в которых представлен материал по всем программным разделам в соответствии с темами по мере их изучения школьниками. Данная серия пособий позволяет не только обогатить материал учебников и увеличить тем самым объём тренировочных заданий, но и пробудить интерес к русскому языку, расширить словарный запас учащихся и помочь им овладеть как теоретическими, так и в большей мере практическими приёмами использования полученных знаний в области русского языка. Эффективность «Рабочих тетрадей» определяется тем, что они обеспечивают возможность реализации поставленной авторами задачи по формированию у учащихся системы знаний и практических умений в области русского языка путём организации познавательной самостоятельности школьников. Этому способствует особая структура пособия, позволяющая учащимся самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности, а при наличии возможных затруднений «проконсультироваться» в рубриках «Обрати внимание» и «Слова для справок». Необходимо заметить, что в «Рабочих тетрадях» для 4-го класса эти рубрики уже отсутствуют, так как к четвёртому году обучения по данному комплекту у учащихся уже должен быть сформирован определённый уровень учебной деятельности, при котором они могут самостоятельно планировать учебную работу, пользуясь различными справочными материалами и самостоятельно контролировать и анализировать совершаемые ими действия в процессе выполнения заданий.

 

Следует отметить и то, что в данном пособии (как, впрочем, и во всех других изданиях этого УМК) большое внимание уделено подбору текстового материала, который отличается высокой художественностью, глубиной мысли и нравственностью, разнообразием форм и образцов русского народного и литературного языка. Созданная авторами соответствующая положительная языковая среда помогает раскрыть язык народа, воспитывает национальный дух, ментальность и приобщает к великой русской культуре.

 

В заключение следует отметить, что курс «Русский язык» авторов Л. М. Зеленной, Т. Е. Хохловой, состоящий из учебников для 1-4 классов, «Книг для учителя» для 1- 4 классов, «Поурочных разработок» для 1 и 2 классов (в перспективе для 3 и 4 классов), «Дидактического материала» (для 2-4 классов), пособия «Проверочные работы» для 1 и 2 классов (в перспективе для 3 и 4 классов) и «Рабочих тетрадей» для 2-4 классов, имеет общность структуры, методической системы, взаимосвязанность всех входящих в него компонентов, что придаёт ему характер целостной педагогической системы. Все рассматриваемые характеристики учебников и пособий, входящих в указанный курс, обеспечивают постоянную поддержку интеллектуального потенциала учащихся, целенаправленно развивая их познавательную активность и самостоятельность, обеспечивая не только современное образование младших школьников, но и общую гармонию творчески активной личности.

 

(Статья написана с использованием материалов Л. М. Зелениной и Т. Е. Хохловой).

 

Методист лаборатории начального образования МИОО: Литвинова Е. А.

 



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Бадулина И.О







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы