Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор ЕГЭ-2011: как предстоит сдавать обществознание

19.05.2011

16 мая в Издательском Доме «Комсомольская правда» состоялся круглый стол на тему «Особенности ЕГЭ-2011. Как в этом году предстоит сдавать обществознание». Участники круглого стола обсудили причины популярности обществознания среди учащихся, рассказали об особенностях контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию 2011 года, а также выделили основные направления их совершенствования.

Резких изменений не будет
Обществознание — третий по популярности предмет после обязательных русского языка и математик. Процент учеников, выбирающих этот экзамен на протяжении последних лет, приближается к половине выпускников старшей школы, и этот показатель стабилен. По мнению Андрея Ершова, директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), выбор этого предмета обусловлен «определенным набором вступительных экзаменов, результаты которых засчитываются при поступлении на многие специальности в высшие учебные заведения Российской Федерации».

Анна Лазебникова, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по обществознанию, член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» объясняет такую популярность обществознания тем, что среди выпускников и их родителей по-прежнему остаются востребованными определенные направления: юридическое, экономическое, финансовое, подготовка специалистов в области рекламы. И это происходит несмотря на то, что многократно говорилось о переизбытке специалистов в данных областях. Высшие учебные заведения, которые обеспечивают подготовку по этим направлениям, ставят обществознание наряду с другими экзаменами как вступительное испытание, причем часто как профильное. Возникает вопрос: почему вузы выдвигают этот предмет?

— Я думаю, это объясняется просто: предмет является конкурсным и включает знания по самым разным аспектам общественной жизни, включая экономику, социальные отношения, политику, духовную жизнь общества, правоведение… Выявить уровень подготовки учащегося по этим направлениям для вузов является важным, поскольку именно эти знания станут базой дальнейшего обучения, — объяснила Анна Юрьевна.

Говоря об уровне сложности этого экзамена, Анна Лазебникова также заметила, что «высокобалльников» по обществознанию немного, а «стобалльников» практически нет: в прошлом году было около 30 человек на всю страну. В то же время число учащихся, которые не преодолевают низшую границу отметки, так же невелико — 4% от всех сдающих.
Петр Кондратьевич Гречко, член Научно-методического совета ФИПИ по обществознанию, заведующий кафедрой социальной философии Университета дружбы народов, продолжил тему «выбираемости» обществознания. По его мнению, это отражение общего баланса лириков и физиков в обществе, что уже начинает вызывать беспокойство.

— В нашем обществе дает о себе знать легкое отношение к социально-гуманитарным предметам, — пояснил Петр Кондратьевич, — многие полагают, что там, как говорят на Украине, «надо мыслить много и приблизно», то есть практически каждый может справиться с этой задачей. Но так не должно быть, так как это серьезные дисциплины, если предъявлять к ним соответствующие требования.

Основным в дискуссии стал вопрос: «Так что же изменилось в 2011 году?»
— Никаких резкий изменений ни по математике, ни по обществознанию, ни по другим предметам не будет, — заявил Андрей Ершов. — Сейчас мы переходим на нормальный двухгодичный цикл формирования предметов, и, безусловно, те изменения, которые происходят каждый год в каждом предмете, не беспочвенны. Они основаны на изучении достаточно широкого круга статистических материалов и отдельных откликов. Эта мощнейшая статистика теперь тщательно изучается, и мы видим, каким образом работают наши контрольно-измерительные материалы. Конечно, после изучения этой статистики мы вносим некоторые изменения в КИМы, но в то же время мы понимаем, что эти изменения можно вносить только после достаточно широкого профессионального обсуждения.

В августе каждого года Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) публикует абсолютно все демонстрационные версии, открытые для персонального обсуждения, и любой желающий может выразить свое мнение о них. Предметная комиссия изучает все отклики и вносит последние изменения. А в начале ноября публикуется окончательная демоверсия, поэтому сейчас, как подчеркнул Андрей Геннадиевич, никаких значительных изменений по сравнению с ноябрем нет, и «если педагоги отслеживали информацию, они обо всем знают уже с ноября».

Анна Лазебникова также выделила основные направления изменений. В первую очередь это сокращение количества заданий части «А», так как они наиболее уязвимы с точки зрения возможности определять время их подготовки. Второе направление — разработка более точных критериев оценивания. В 2011 году были внесены изменения в критерии оценивания, в частности, в задание «эссе».

— Понятно, что оценивать такого рода задания очень сложно, потому что с одной стороны необходимо сохранить некоторые стандартизированные процедуры, а с другой стороны появляется такой фактор, как интерпретация со стороны эксперта, который оценивает работу. А там, где появляется интерпретация, следует субъективный подход к оценке. Поэтому нам нужно находить наиболее точные положения, которые позволили бы экспертам оценивать развернутые ответы в части «С» с большей степенью объективности.

Участники круглого стола выделили основные моменты, вызывающие наибольшие затруднения у экзаменующихся. Петр Кондратьевич Гречко заметил, что «на экзаменах не проявляются, прежде всего, две компетенции: чтение и письмо. «Смотрим в книгу, видим фигу» — то есть читать умеют, а текст не понимают, не говоря о том, что не могут написать эссе».

Ольга Котова, заместитель директора ФИПИ по организации научно-методической деятельности, обратила внимание на еще один важный аспект, вызывающий у детей трудности.
— Наверно, самым сложным в предмете «обществознание» является то, что направлено на адаптацию ребенка в обществе, в котором он живет. Он должен понять, что его окружает (семья, государство), как функционирует экономика, какие у него есть права и обязанности; ребенок должен осознать, что он — гражданин. Самые большие затруднения вызывают вопросы, связанные как раз с анализом мира вокруг. Результаты просто шокирующие: каждый четвертый ребенок не знает, что оформить доверенность можно, обратившись к нотариусу. Он готов идти в суд, куда-то еще, но не к нотариусу. Привести пример воздействия рекламы на себя как потребителя также могут не более трети детей…

Еще одним затруднением для учащихся при выполнении заданий экзамена является понимание проблемы, то есть умение вычленить ее из текста или небольшого высказывания, сказать четко в концентрированном виде, что обсуждается.

В конце беседы Игорь Артасов, учитель истории школы № 982 г. Москвы, посоветовал ученикам в последние недели перед сдачей экзамена обратить внимание на экономику и право, причем не столько на умения, сколько на знания.
— Эссе научиться писать уже не успеть, а повторить и выучить конкретную фактологическую информацию можно, — пояснил он.

Автор: Анна Белякова

http://prosvpress.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Ладыженская Т.А







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы