Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор К десятилетию Единого экзамена

25.05.2011

Только подумайте, как мчится время. Ровно десять лет назад (а кажется, будто вчера) наши дети впервые сдавали школьный, он же вступительный, экзамен в формате ЕГЭ.
Тогда, конечно, это был эксперимент. В нем добровольно приняли участие с полсотни вузов из пяти субъектов федерации. «Один экзамен вместо двух», «Испытание единым», «Выпускной, он же приемный» – пестрели заголовками газеты. Журналисты наступали, министр В. Филиппов отбивался, как умел. Общество бурлило и кипело в ожидании скандала…

Цели – высокие, средства – гуманные, деньги – немалые
Стоит напомнить: суть реформы изначально состояла в том, чтобы избавить будущих студентов от двойного «измерительного стресса». Кроме того, предполагалось, что ЕГЭ излечит (рано или поздно) школу от хронической болезни приукрашивания своих достижений путем всевозможных подтирок, приписок, подсказок и прямого завышения отметок, следуя принципу: «Три пишем, два в уме». Отсекая ситуацию, когда учителя, по сути, ставят отметки сами себе, конструкторы ЕГЭ надеялись, в кои-то веки, получить реальную картину успеваемости школьников. Все эти высокие, ясные цели, полагаю, безусловно стоили ресурсов, выделенных из казны на их реализацию. Но что же имеем сегодня, в итоге десятилетней упорной борьбы за здоровый и честный ЕГЭ?

Первый скандал вокруг «евроэкзамена» вспыхнул еще… в июне 2001 года, когда порядка 40 000 бланков с только что выполненными заданиями были доставлены в Москву и уже на следующий день оформлены компьютерщиками в виде графика – математической кривой. Тут-то нежданно-негаданно и оказалось, что шкала критериев оценивания присланных работ, предусмотрительно составленная в Федеральном центре тестирования (ФЦТ), срочно нуждается в самой серьезной доработке: «из политических соображений», «в интересах социальной защищенности учеников». В противном случае смелый образовательный эксперимент, похоже, мог бы захлебнуться, не начавшись. Грубо говоря, с тестами не справились, по меркам ФЦТ, и половина выпускников. Это при том, что сами авторы тех тестов публично определили их уровень как «подчеркнуто заниженный».

Нигде в мире нет ЕГЭ в таком виде, как у нас… Нашу молодежь кошмарят и обыдливают! Мне приходит по 85 тысяч писем в месяц – это всероссийский родительский стон, который Некрасову не снился.
Михаил ЗАДОРНОВ, известный писатель-сатирик

Поэтому результаты единого среза (читай: требования к качеству знаний «на выпуске») попросту взяли да и подтянули до приемлемого рубежа. Такого, который устроил бы всех – учеников, родителей, учителей, высшую школу… И конечно, журналистов, столь охочих до сенсаций. Чтобы и там волки были сыты, и здесь овцы целы, и газетам, в общем, было о чем посудачить.

Трудно поверить? Но ведь этого не отрицает даже бывший о ту пору заместителем министра Виктор Болотов, под чьей непосредственной опекой стартовал этот весьма загадочный эксперимент. Именно он тем жарким летом в экстренном порядке организовал специальную комиссию Минобра, которой предстояло, временно уединившись где-то в недрах ведомственного особняка, заново (дальше цитирую 10-летней давности аудиозапись беседы с г-ном Болотовым) «расставить границы отметок: сколько решенных заданий хватает на пятерку, сколько – на четверку». «Задачка не из простых, если к тому же учесть, что за каждой из цифр стоит судьба многих людей, – рассказывал мне в те дни Виктор Александрович. – Поэтому границы баллов, от двух до пяти, обсуждали часами – по каждому предмету устраивали свой скандал». (NB: после того, как дети уже написали свои тесты!) Чем же, спрашиваю, не угодила вам «шкала координат» из ФЦТ? И вот ответ: «Действительно, часть авторов контрольных заданий <…> настаивала на том, что их, мол, прейскурант оценок правильнее наших гистограмм. А я в ответ цитировал им Гете: «Теория, мой друг, суха, но вечно зеленеет древо жизни!»

5 – 8 % двоек и столько же пятерок – такой КПД средней школы наши штабные мудрецы с Люсиновской сочли вполне правдоподобным, соответствующим, как любит выражаться Виктор Александрович, средней температуре по больнице. Так оно дальше и пошло, от года к году. «Шкалу ЕГЭ», стыдливо приспуская жалюзи на ведомственных окнах, регулярно адаптируют к наличествующим знаниям очередной волны выпускников и «социальным ожиданиям» трудящихся. Иначе говоря, весы, на которых измеряются способности детей, каждое лето заново подгоняются к итогам очередного испытания. Стало быть, истинная, честная картина нашей образованности так и остается тайной за семью печатями. Даже сегодня, десять лет спустя после ЕГЭ-премьеры. Несмотря на все претензии, протесты, громкие разоблачения в печати и т.п., министерское «древо жизни» продолжает буйно зеленеть.

Впрочем, может, и впрямь электорату эту правду знать совсем не обязательно? Он заплатил за драгоценный материал из своего налога – вот и чудно. Ну а пользоваться им будут знатоки. Но, разумеется, только в его, народа, интересах.

В любом случае понятно: если настоящие итоги этого эксперимента власти не решились обнародовать даже в ответ на требование 420 видных ученых РАН и авторитетнейших школьных педагогов (их открытое письмо Президенту страны было опубликовано в июне 2004 года), то, очевидно, засекреченные материалы производят впечатление… Их, кстати, без труда можно восстановить, пользуясь расчетами специалистов с самой безупречной репутацией.

«50% информации, запоминаемой учащимися, забывается уже через год, а до 80% – через два года», – пишет известный британский тестолог Джон Равен. Даже из этих данных следует, что память – «орган симуляции развития» (термин М. А. Балабана) – это внепедагогическая категория: нельзя на нее рассчитывать учителям. Ее задача – отторгать, выкидывать ненужное. Это чистейшая физиология (выучил – сдал – забыл), универсальный инструмент защиты от неактуальной информации или ее избытка.

Поэтому главная задача выпускного испытания – не память проверять, наоборот! Дать шанс, снабдив всеми учебниками, яндексами, словарями и энциклопедиями, продемонстрировать умение работать с первоисточниками, а именно: «Проявить оперативность и оригинальность мысли, кругозор, умение разобраться в природе явлений и многие другие доблести ума, которые школа пока толком не то что не развивает, но и не учитывает в погоне за мифическими знаниями» (М. А.Балабан. «Мания правоты. Глобальная болезнь образования»).

Доверие к ЕГЭ упало более чем вдвое
Ну а тем временем доверие к Единому экзамену тает буквально на глазах. Если в «дебютном» 2001 году почти 60 процентов россиян высказались в пользу ЕГЭ, то в прошлом, 2010-м, судя по исследованиям того же Фонда общественного мнения, тест-угадайку поддержали только 25 % граждан. То есть экзамен за девять лет потерял более половины «избирателей»!

Между тем в 2008 году он, как ни в чем не бывало, вошел в штатный режим, мигом накрыв одну шестую часть Земли. И как-то незаметно, даже для идеологов ЕГЭ из Группы стратегического планирования Германа Грефа (вот он, неучтенный Грефом риск!), в один прекрасный день мы перешли на поголовно массовое высшее образование.

Помню, лет десять назад реформаторы первой волны во главе с Эдуардом Днепровым нещадно сражались с вузоцентризмом внутри школы, справедливо говорили о ее особой миссии среди других культурных институтов. Растить личность. Не хирурга, инженера или знатока словесности, но Человека. Вот ее задача! Есть ли на свете что-нибудь важнее? Дружно признали: нет. И так же дружно оттеснили Человека за кулисы реформаторской политики. А мерой всех вещей назначили… контрольно-измерительные материалы, тесты, розовые бланки с вариантами, от А до С, сертификаты, служащие проходным билетом в вуз. Пусть и с фиктивными оценками, зато снабженные двойной защитой от подделок.

Нельзя решать судьбы людей только по тесту. Иначе со временем отучим всю страну думать. Тесты ведь как устроены? На первый вопрос не ответил – отвечай на 25-й, потом – на 17-й. Нет системного подхода. Мышление ограничено. Школа должна оставлять место творчеству, ценить самостоятельную, поисковую, пусть и ошибочную, мысль ученика.
Евгений ТКАЧЕНКО, министр образования РФ (в 1992 – 1996 гг.)

«В стране 50 тысяч опасных объектов, среди них 5 тысяч особо опасных, – рассказывает заместитель директора Института прикладной математики имени М.В. Келдыша РАН Георгий Малинецкий, чья научная специализация – управление рисками и проблемы безопасности, – сегодня они работают благодаря опыту и квалификации старшего поколения. Могу утверждать: когда сюда придут те, кто сегодня поступает по ЕГЭ, риски вырастут. Уже сейчас в принципе понятно, какими могут оказаться будущие инженеры. Посмотрите на баллы поступивших на многие технические специальности – около 40 (из 100 возможных). То есть эти люди сдали между двойкой и тройкой. Многие подавали заявления сразу в несколько мест, им все равно, где учиться. Так, случайно, они станут энергетиками, связистами, дорожниками, строителями».

Кстати, по оценкам МЧС, сегодня России по силам устранить последствия аварии, которая по масштабам составляет не более 1/80 чернобыльской. Более крупные станут национальной катастрофой. «Значит, барьер для потенциальных студентов надо повышать, а не понижать, как это делает ЕГЭ!» – настаивает Малинецкий. Или, добавим от себя, принципиально по-другому его (то есть, пардон, ЕГЭ) выстраивать.

Кувалдой по атому
Раньше я думал: в идеале цель ЕГЭ, а равно и всей школы, сводится к тому, чтобы научить детский народ пользоваться текстом – быстро вытаскивать главную мысль (цифру, факт) и правильно ей распоряжаться. Точка.

Нет: оказалось, запятая! Ибо ребенку (будущему командиру собственного дела) нужен в наш сумасшедший век уже не только и не столько правильный, сколько свой собственный подход к проблеме. Плюс (обязательно!) особая способность отстоять его перед начальством (потому что русский человек пуще всего боится, как известно, именно того, кто ему ставит отметки, платит жалованье, дарует привилегии и гарантирует карьерный рост).

Пора, по-моему, принять административное решение о том, что детям на ЕГЭ можно пользоваться справочниками и учебниками. В этом случае проверка вызубренного будет бессмысленна. Более того, это позволит изменить всю суть школьного образования. Для принятия решения о разработке принципиально новых тестов необходима лишь политическая воля министра.
Анатолий ПИНСКИЙ, автор книги «Сон образовательной политики: ночь перед Рождеством?»

Вспомним, с чего началась драма Чернобыля. Проверяли работу объекта при отключенных системах защиты реактора. Особо подчеркнем: все главные герои этого сюжета были вполне функционально грамотны – инструкции читать умели. Значит, понимали: проводить какие-либо опыты с отключенными системами аварийного охлаждения реактора КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО. Это святое правило атомной технологии. И тем не менее… Что же стряслось, какие тучи заслонили разум энергетиков ЧАЭС? Ради чего пренебрегли они элементарными запретами и совершили запредельное безумство?

«Нами правил страх. Страх, что выгонят… Вот вы знаете, что такое – быть выгнанным с работы в Припяти? Это все, конец… Это кошмар…», – скажет во время суда над виновниками аварии один из них, И.И. Казачков, начальник смены блока №4.

«Страшно сказать начальнику: «Нет! Нельзя!» В его руках ваша карьера, благополучие, спокойная жизнь. Словом, что говорить, жираф большой – ему видней…», – пишет в своей документальной повести «Чернобыль» писатель Юрий Щербак, тщетно пытаясь объяснить необъяснимое.
Узнаете? Человек без принципов, со сломленным достоинством, для которого всякий начальник – бог, непогрешимый судья и кумир вселенского значения. Это и есть выпускник нашей школы. Он тестозависим. Ему нужен вуз. И он через себя перевернется, через многое перешагнет, лишь бы туда попасть, во что бы то ни стало.

«Уже то неправильно, – говорил о ЕГЭ Александр Солженицын, – что совмещаются эти совсем не обязательно совмещаемые вещи. Среднее образование должно быть настолько полным, чтобы человек мог без расчета на высшее прожить с поднятой головой. Оно должно быть полноценным, фундаментальным». А в реальности оно у нас вузозависимо.
Вот именно: совершена системная ошибка. Надо исправлять!

Автор: Антон Зверев 

http://prosvpress.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Вахрушев А.А







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.06 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы