Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор За что извинился премьер?

09.07.2011

Школа часто злоупотребляет своей властью над ребенком. Даже услугу («действие, приносящее пользу, помощь другому», по словарю) она умудряется превратить в поголовно-принудительное наказание, – об этом размышляет обозреватель «Просвещения» Антон Зверев.

Услуга – это право, а не ритуальная повинность 
Мало кто из слушателей 48-минутного доклада Владимира Путина на VI Съезде Всероссийского педагогического собрания (31 мая в МИСИСе) обратил внимание на этот крохотный нюанс.

Премьер-министр публично и, наверное, впервые за десятилетие безостановочных школьных реформ, извинился перед «архитекторами будущего» за не вполне благозвучный язык, которым разговаривают с ними высшие педагогические управленцы.

«Я прошу простить нас за такие административные штампы типа «услуги медицинские, образовательные», – обратился глава исполнительной власти к учителям. – Конечно, это всё условно… Есть вообще вопиющие штампы… Есть такой штамп в демографии: «возраст дожития» – вообще звучит ужасно!».

Между тем «услуга», как мы знаем, остается базовым, системообразующим понятием во всех образовательных законах и программах по модернизации этой системы. Подразумевается, что школа оказывает государству образовательные услуги. Причем, как подчеркнул премьер-министр, всем предметам в рамках стандарта, само собой, детей будут и впредь учить за счет бюджета. Бесплатно. В объеме, соответствующем содержанию ЕГЭ.

Однако школа, очевидно, вправе (если имеет необходимый статус) оказывать и свои, дополнительные услуги, исходя из пожеланий родителей, учеников, из собственных возможностей. Диапазон их столь же пестр, сколь и палитра творческих потребностей ребят: курсы по редким иностранным языкам, занятия вокалом, фотоделом, аэробикой… Но это уже сверх стандарта. Стало быть, за отдельные деньги.

Проблема в том, что школа зачастую, тайно или явно, злоупотребляет своей безграничной властью над ребенком. И в итоге очень даже просто обращает его право в нечто прямо противоположное. Вот в чем беда!

Странно, но ни в одном учебнике по педагогике, а может, даже и по экономике, не прочитаешь, что услуга, как любая служба социальной помощи, всегда открыта на вход-выход для того, кто хочет ей воспользоваться.

«Услуга – это действие, приносящее пользу, помощь другому», – находим в словаре у С.И. Ожегова. Иначе говоря, такая помощь вряд ли может быть оказана насильно, против свободного желания того, кто в ней нуждается. Она добровольна, и этим все сказано. Во всяком случае, для нашей постсоветской педагогики. Ведь для нее это по-прежнему огромная и часто непосильная задача – оказать содействие, помочь ученику успешно реализовать себя на поле актуальных интересов. Сохранив при этом и его достоинство, и соответствующую возрасту степень свободы, и ответственность за лично совершенные просчеты и ошибки.

Школьное детство: возраст свободы или дожития?
Взять для примера услугу полного дня. Для родителей это прямое благо, почти безусловное. А вот ученики порой готовы от этого блага бежать куда подальше. Потому что после обязательных занятий их опять усаживают за те же парты – надо готовить уроки на завтра. Или другой вариант: ведут на обязательные консультации с учителями-предметниками – и вновь поголовно, по списку, ибо так удобнее преподавателям. Вопрос: так в чем же здесь услуга? И кому она оказывается? Для детей «ДэЗэ» (домашние задания) – это повинность, тяжкий долг. Как, впрочем, и занятия в кружке по макраме, к которому их приписали против воли вместе с остальными одноклассниками – для удобства отчета перед РОНО.

Да, но ведь есть и другие услуги – воспитателя, тьютора, детского советника, профориентолога, психолога, медика, классного координатора… И работа всех этих людей действительно востребована на все сто, она у нас в топ-списке самых дефицитных.

Однако всю эту невероятно богатую номенклатуру услуг мы оптимизировали до абсурда и свели к одной-единственной – подготовке аккуратно выструганного под ЕГЭ молодняка для вузов (где, между прочим, несмотря на всю их, просто сказочную автономность, тоже все непросто).

Отсюда абсолютно ясно: вне выбора, то есть вполне обычной (но не для образования!) ситуации самоопределения, даже самая полезная услуга мигом обращается в жестокую повинность, в поголовно-принудительное «наказание без преступления».

Интересно все, что необязательно*
Эксперименты в целом ряде наших авангардных школ – победителей нацпроекта «Образование» доказывают следующий факт, весьма значительный и любопытный: детям интересно все, что не навязано им сверху, что выходит за пределы обязательного списка государственных визитов по единой карте расписания. Вот почему чувство свободы и необязательности – вот на самом деле главный мотиватор и мотор любого, в том числе и детского образования.

Первый шаг к такой свободе – предусмотренные новым стандартом десять еженедельных часов «внеурочки» – государство уже сделало в начальной школе. Хочешь с друзьями-одноклассниками вместе рисовать, ставить спектакль, придумывать проекты – оставайся. Не хочешь – что ж, это твое право, выбирать себе досуг по собственному вкусу.

Как видите, тут действует закон обратной связи. Если ты вошел, значит, сигналишь педагогу: Вы мне интересны. Если вышел – не ушел, а только вышел, – стало быть, даешь возможность «носителю знаний» стать еще лучше, профессионально подрасти – в аудиториях, допустим, института повышения квалификации. Ибо, как сказал В. Путин, в рамках ФЦП «Развитие образования» во всех федеральных округах должны появиться площадки для обучения и повышения квалификации работников образования. «Это будут центры методической и технической поддержки образовательных учреждений. За пять лет на базе всех этих структур пройдут переподготовку порядка 100 тысяч учителей».

Ссылаясь на глубокие научные исследования, академик РАО Александр Асмолов утверждает: «Если предмет интересен, то ребенок не замечает, как летит время. Проблемы с усталостью начинаются, когда на уроке скучно». Вот и отсюда также напрямую вытекает: лучшее средство от аудиторной скуки (той, что, собственно, и порождает перегрузки всех мастей) – это свободный выбор школьником себе нескучного занятия или проекта, злободневного учителя, товарища по увлечению. Иначе говоря: стандарт стандартом, но надо еще думать и о том, как выходить из крепостнической классно-урочной системы, напрочь блокирующей свободу выбора, «входа и выхода» из класса для ребенка. Если, конечно, мы действительно хотим кого-то уберечь от стрессов и хронических диагнозов.

Что же касается преподавателей (в смысле: потянут ли они столько свободы в своих мастер-студиях), то тут и сомневаться грех. Да они у нас лучшие в мире. Спросите, кто не уверен, в Финляндии – сколько их, наших макаренок и сухомлинских, щедро обогатили своим опытом самую умную в мире систему образования. Мне почему-то кажется, они еще вернутся. А пока… Многие сельские учителя-энтузиасты сами, не дожидаясь указаний сверху, идут навстречу детским интересам, превращая на свой страх и риск обыкновенные классы/уроки в открытые студии и творческие сервисные центры. Так, Владимир Викторович Николаев из Бураковской школы Спасского района республики Татарстан привлек ребят к изготовлению самодельных приборов «по физике». В ход пошли бросовые материалы – старое, списанное оборудование, детские игрушки, коляски, телевизионные приемники и даже лампы уличного освещения. «Я понял, – говорит кумир девятиклассников, – что, изготавливая прибор самостоятельно, ребенок лучше понимает суть явления, которое этот прибор должен демонстрировать. Во-вторых, изо дня имея дело со слесарным или электроинструментом, он приобретает навыки многих рабочих профессий. Так мы в некоторой степени производим его профессиональную ориентацию. Главное, я заметил, что часто дети, менее успешные на уроке, как раз наиболее успешно занимаются в кружке. Я бы сказал, что они умнее руками. И это замечательно, если учесть, что за последние 15 лет в мой кабинет не поступило фактически ни одного прибора, ни одной склянки, а старое оборудование пришло в негодность».

Однако дивная у нас страна. О повзрослевших школьниках заботимся как о приготовишках. Готовы подтирать им носы и оберегать от жизненных дилемм до окончания аспирантуры. Рано им, дескать, принимать решения, искать себя. Не доросли до выбора. Еще успеется. «Возраст дожития»… А ведь и вправду – ужасно звучит!

* Эти теперь уже крылатые слова – «Детям интересно только то, что не обязательно» – принадлежат одному из победителей Всероссийского конкурса «Учитель года».

Автор: Антон Зверев

http://prosvpress.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Бадулина И.О







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы