Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Старт всероссийскому стандарту дали на Урале

14.07.2011

5-6 июля в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования прошло очередное, четвертое по счету, заседание Координационного совета при Департаменте общего образования Минобрнауки РФ по вопросам организации введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. 

Речь на этот раз шла о готовности субъектов РФ к введению и реализации ФГОС начального общего образования, осваивать который все школы страны начнут уже через считанные недели.

Повестку дня челябинского форума во многом предопределил круг вопросов, поднятых в выступлении Владимира Путина на VI съезде Всероссийского педагогического собрания. Речь шла прежде всего о «перезагрузке» системы педагогического образования и повышения квалификации учителей, резком сокращении бумагооборота по всей вертикали общего образования, увеличении зарплаты педагогов, доступности и росте качества дошкольного образования, а также других задачах дня, без решения которых переход к новому ФГОС представляется весьма проблематичным.

Остановить бумажный вал 
Напомним: в своем выступлении на съезде премьер-министр призвал «освободить педагогические коллективы от подчас абсолютно бессмысленной работы», связанной с предоставлением отчетов на запросы разного рода вышестоящих управленческих структур. Этот бумажный вал тяжелым бременем ложится на учительство. Как подчеркнула директор Департамента общего образования Минобрнауки России, председатель Координационного совета Елена Низиенко, при сохранении этого бюрократического прессинга в теперешнем объеме «стандарт (который, в частности, предполагает и свою особую отчетность) обречен на провал». При этом, констатировав, что «мы сами на федеральном уровне и порождаем этот бумажный поток», она заметила, что делается это не по злому умыслу, а из-за отсутствия оперативной информации из регионов по реализации жизненно важных для отрасли проектов. Таких, например, как «Наша новая школа», НПО «Образование», электронное оснащение классов, оборудование новых мест в системе дошкольного образования и других. C сожалением приходится признать, что официальная статистика, которой приходится пользоваться министерству, запаздывает за реальностью ровно на год. Тем не менее, ведомство планирует свести число запрашиваемых со школы документов к минимуму, а многочисленные тематические мониторинги заменить единым комплексным электронным исследованием, периодичность которого будет заранее четко оговорена.

Из выступлений в Челябинске. 
Ирина Петранцова, заместитель начальника Департамента образования Вологодской области:
К актуальным вопросам, требующим решения на федеральном уровне, я бы отнесла такие. Прежде всего, формирование мобильной сетевой модели федерально-регионально-муниципальной службы, отвечающей за методическое сопровождение реализации ФГОС. Второе: требования к максимальному количеству часов учебных занятий за 4 учебных года «началки» в СанПиНе и ФГОС НОО различны. Так, в настоящее время СанПиН позволяет увеличить максимальное число часов, прописанное во ФГОС (пункт 19.3). И, наконец, в более четком нормативном закреплении нуждаются формы реализации внеурочной деятельности: план внеурочной деятельности может быть оформлен как раздел в структуре основной образовательной программы начального общего образования в ФГОС начального общего образования – по аналогии с учебным планом в пп.16, 19.3.

В свою очередь и региональные эксперты – члены Координационного совета пообещали приложить усилия, чтобы избавить учителей от явно избыточной работы с документами типа различного рода самоотчетов, аттестационной писанины, так называемых «портфолио», пухлых многостраничных трактатов, объемы которых подчас в десять и более раз превосходят все мыслимые нормативы (исходящие опять-таки из недр федерального Министерства).

Государство должно больше доверять своим педагогам, расширять границы их самостоятельности, тем самым, помимо всего прочего, повышая социальный статус профессии преподавателя. А в том, что статус учителя нуждается в существенной поддержке, убеждать сегодня никого, пожалуй, не приходится.

Каждый второй специалист с дипломом – лишний
Согласно экспертным оценкам, из 150 тысяч выпускаемых ежегодно вузами молодых учителей в школы трудоустраиваются лишь от силы 60-65 тысяч. «То есть 90 тысяч нынешних студентов педагогических вузов и факультетов мы готовим в никуда», – подчеркнула Елена Низиенко. А если учесть, что редко кто из «старослужащих учителей» спешит уйти на пенсию, то реальная ежегодная потребность в притоке свежих сил не превышает по школам 20-25 тысяч соответствующих вакансий.

В своем обстоятельном докладе о задачах развития системы общего образования (по итогам VI съезда Всероссийского педагогического собрания) Е.Л. Низиенко сообщила, что сотрудники Минобрнауки провели этим летом серию встреч с ректорами институтов повышения квалификации в Приволжском, Северо-Западном и Сибирском федеральных округах. Цель – выполняя поручение премьер-министра, сформулировать предложения по модернизации системы педагогического образования. «Оно неэффективно и экономически, и содержательно, и даже структурно. Прежде всего потому, что мы не знаем, кого и для чего готовим. У нас нет того, что можно было бы назвать профессиональным стандартом педагога», – отметила Елена Низиенко. Отсюда переизбыток педагогических кадров, низкое качество их подготовки, перекосы на рынке труда.

Один из механизмов преодоления этой сверхактуальной и застарелой проблемы – перевод системы повышения квалификации учителей на персонифицированную модель. Кстати, только в этом случае, напомнила докладчица слова В.Путина, переподготовка педагогов будет оплачиваться из федерального бюджета. И именно на персонификацию этой системы (помимо прочих целей) заточен масштабный 120-миллиардный проект модернизации школы, рассчитанный на два учебных года. Между тем, как явствует из министерских материалов, главы институтов повышения квалификации не только путают индивидуализацию обучения учителей с его персонификацией (если, считают они, выстроена индивидуальная программа для учителя, то вот вам и персонификация), но и активно сопротивляются новой модели, открывающей учителю право и возможность самостоятельно выбрать площадку для переподготовки. Причина на поверхности: страх нового, неумение и нежелание конкурировать на рынке подготовки профессионалов, бороться за выделяемые на эти цели государственные деньги.
Между тем, по мнению заместителя председателя комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Елены Спасской, «информационное что-то» на таких занятиях сегодня не работает – «нужны практикоориентированные тренинги». И далее: «Действующая система ИПК не может обеспечить всего многообразия потребностей учителей. А дабы справиться с этой задачей, она должна круто развернуться и пойти навстречу пожеланиям учительства».

Нужен стандарт дошкольного образования
Особая тема, живо затронувшая всех участников «челябинского» Координационного совета, касалась будущего нашего дошкольного образования. Факт мрачноватый, но достаточно упрямый: оказывается, доступность этой системы мы не можем обеспечить для двух миллионов детей. Именно столько дошколят стоят сегодня в очереди на место в детском саду или яслях. Причем, очередь эта растет изо дня в день. В течение текущего и будущего года на оснащение имеющихся мест в «дошколке» (с учетом появившейся возможности достраивать третий этаж в существующем здании, предусмотренной СанПиНом) из федеральной казны будет выделено два миллиарда рублей. В конце июня с.г. Правительство РФ в лице его главы объявило также и о предоставлении 8-миллиардного кредита на строительство новых и благоустройство имеющихся детских дошкольных учреждений и площадок.

Увы, проблемы «дошколки» не ограничиваются лишь сугубо материально-техническими трудностями. Само качество дошкольного образования не может не вызывать тревогу, когда, по словам Е.Л.Низиенко, в этой области у нас насчитывается более 120 действующих программ. Причем ни одна из них не прошла официальной экспертизы. В связи с зияющим отсутствием единых требований к результатам этого уровня образования председатель Координационного совета обратилась к коллегам с просьбой подумать о необходимости разработки стандарта и для дошкольного образования. Что это будет – «набор социальных навыков, необходимых каждому входящему под своды школы новичку» (Е. Спасская), или полноценная «программа интеллектуального развития дошкольника с последующей (если в том есть нужда) экзаменовкой» (Е. Низиенко), или нечто третье, пятое, десятое? Скажем, один из региональных координаторов предложил разработать этот документ прежде всего как стандарт для родителей.

Так или иначе, но эксперты согласились с тем, что ФГОС нового поколения должен быть обязательно дополнен стандартом дошкольного образования. Слишком уж велик интерес социума к этой ступени обучения, закладывающей фундамент успешности личности на всю последующую жизнь. Недаром, кстати, в проекте Закона РФ «Об образовании» «дошколка» зафиксирована как отдельный уровень образовательной системы.

Частное право на свободу самовыражения 
Образование, как известно, находится в зоне публичного права. И, в отличие от гражданского права, это пространство не защищает ребят от покушений на их свободу думать, поступать и действовать согласно личным представлениям о себе и своем будущем. Примечательно, что именно разработчики ФГОС нового поколения впервые прописали в своем документе формулу, по которой «образование является не только общественным, но и частным благом», отметил научный руководитель Института стратегических исследований в образовании РАО Александр Кондаков.

Одним из проявлений права ребенка располагать своей интеллектуальной свободой как частной собственностью является и свобода говорить на родном языке. Так, в школах Якутии всем детям предоставляют право абсолютного выбора языка изучения и обучения. В республике два языка, русский и якутский, имеют статус государственных. Вместе с тем в местах компактного проживания малочисленных народов Севера ребята осваивают пять официальных языков: эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский и чукотский. По мнению руководителя отдела общего образования Министерства образования Республики Саха (Якутия) Натальи Ситниковой, ФГОС начального общего образования предполагает большую свободу выбора языкового образования. Важно уметь правильно и политически корректно ею воспользоваться, увязав региональные требования к уровню владения языком с потребностями личности.

«Если раньше, – говорит Наталья Васильевна, – объем преподавания языка определялся сверху в виде набора обязательных часов, то теперь этот объем зависит от потребностей родителей. Плюс может задаваться некоторый индивидуальный темп изучения языка, учитывается его статус («язык общения», «язык обучения для использования в соответствующей коммуникативной среде»). В некоторых классах этот важнейший социальный коммуникативный инструмент преподается за счет второй половины дня, и, должна сказать, весьма любим детьми самых разных народностей».

Что же касается самих членов Координационного совета, то они, как выяснилось в самые последние часы работы форума, не только говорят, но и поют на одном языке. В миг расставания, образовав общий «орлятский» круг, они спели «на дорожку» песню «Звездопад» – этот своеобразный гимн «орлятской» педагогики 1960-х годов. Так что выходит, что у идеологов и областных кураторов стандарта и корни духовные общие, и настроение, с которым они приступают к модернизации российской школы.

Автор: Антон Зверев  

http://prosvpress.ru/



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Бадулина И.О







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.05 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы