Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор Это сигнал уже не ректору, а государству, Минобрнауки

22.09.2011

Итоги проведенного по заказу Общественной палаты мониторинга набора в вузы этого года представили на пресс-конференции в РИА «Новости» министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и ректор НИУ ВШЭ, председатель комиссии Общественной палаты по развитию образования Ярослав Кузьминов. Как явствует из обнародованных цифр, в ряде учебных заведений на бюджетных местах оказались откровенные троечники, причем обучаться они будут в основном инженерному делу. И это несмотря на то, что министерство, как бы предупреждая подобное развитие событий, заблаговременно перераспределило университетские бюджетные места в пользу будущих инженеров – путем сокращения гуманитариев.

Однако, как оказалось, простыми действиями сложения и вычитания бюджетных душ проблема нарастающего дефицита в экономике высококлассных энергетиков, технологов, конструкторов и программистов не решается.
Наоборот, усугубляется: ибо чем больше потенциально свободных скамеек в аудиториях, тем ниже сюда конкурс, а, стало быть, и мягче требования к поступающим. И наоборот.

Сегодня только 4% школьных медалистов выбирают технические вузы.

Впрочем, судите сами. Установленные вузами проходные «егэшные рамки» на целом ряде инженерных специальностей (например, «Транспортные средства», «Морская техника», «Технологическое оборудование» и т.п.) едва дотягивают до демонстративно символических 55, а то и 43 баллов. То есть, как нарочно, именно те вузы, где учат летать самолеты и плавать речные суда, набрали ребят по принципу «Спасибо, что пришли».

Можно себе представить, какими эксплуатационными ошибками и должностными преступлениями порадуют нас выпускники этих кадровых кузниц, когда придут трудиться в станкопром, на флот или на атомные станции. Впрочем, обо всем по порядку.

Вот уже третий год Высшая школа экономики проводит свой, сугубо неофициальный мониторинг качества приема в вузы. В списки оцениваемых традиционно попадают все государственные вузы, где учитываются результаты ЕГЭ, за исключением военных и творческих.

На сей раз в выборку вошли 525 университетов из абсолютного большинства регионов страны. В качестве главного показателя их репутации, а равно и востребованности, социологами использовался средний и минимальный баллы абитуриентов, зачисленных на бюджетные и платные места очных отделений. Причем эксперты анализировали только те данные, которые находятся в открытом доступе на сайтах учебных заведений.

Разработчики считают, что полученный в итоге ЕГЭ-рейтинг решает двуединую задачу: помогает абитуриентам адекватно взвесить свои силы и способности, а ректорам – чуть ли не по одной-двум цифрам достоверно оценить качество знаний своих новобранцев-первокурсников.

Учебные заведения в рейтинге разделены по направлениям подготовки. Так, в пятерку лучших классических университетов, кроме МГУ, вошли Санкт-Петербургский, Новосибирский университеты, Российский университет дружбы народов и Пермский государственный национальный исследовательский университет. Первым среди социально-экономических вузов страны признан МГИМО (средний балл 92,9), значительно опережая Финансовый университет при правительстве РФ (средний балл 85,5) и Московскую юридическую академию имени Кутафина (85,5). По-прежнему лидером среди технических высших учебных заведений остается МФТИ, тогда как среди медицинских – Санкт-Петербургский университет имени Павлова.

При этом, по словам ректора ВШЭ, «есть целая группа вузов, вызывающих серьезную тревогу».

«Если мы посмотрим на такие профили образования, как эксплуатация авиационных систем, управление водным транспортом, то тут и слова не нужны. Средний балл даже у лидеров до 70 не дотягивает, а есть и те, у кого он всего 33», – только что и пожал плечами Кузьминов.

Последние катастрофы просто обязывают нас задуматься, кто эксплуатирует те или иные современные системы именно в этих областях, особо подчеркнул эксперт.

Что ж, цифры – упрямая вещь. А ведь они буквально вопиют. Так, например, средний балл по ЕГЭ поступивших в Московскую государственную академию водного транспорта составляет 59,9, в Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций – 50,1, а в Морской государственный университет имени адмирала Невельского – 48,3. Та же картина и в вузах, занимающихся подготовкой кадров для авиации. В Московский государственный технический университет гражданской авиации нынче пришли абитуриенты со средним баллом ЕГЭ – 69,1, в Казанский государственный технический университет имени Туполева – с 59,5 баллами.

Прирост баллов очень существенный в юриспруденции, экономике, бизнес-информатике, менеджменте – тех группах, в которых Министерство образования существенно сократило прием в непрофильных вузах

В то же время, сопоставляя качество подготовки первокурсников вузов на бюджетных местах в 2011 году с этим же показателем прошлого лета, Кузьминов отметил относительно возросший средний балл ЕГЭ по инженерным направлениям подготовки.

В свою очередь в Минобрнауки России также подвели свои итоги вступительного сезона-2011. «Мы пришли к схожим результатам», – заявил министр А. Фурсенко, комментируя альтернативную статистику. Больше всего ребят, согласно ведомственным данным, поступило этим летом в педагогические (25 537 студентов), медицинские (21 545), сельскохозяйственные (14 928) и ряд других вузов. Если же говорить о качестве приема, то наибольших значений по сравнению с прошлым годом прирост средних баллов (в расчете на один предмет) снова достиг на экономических и гуманитарных направлениях(!). То есть именно там, где план приема был существенно урезан!

Простым сложением и вычитанием квот на бесплатное образование такие трудные проблемы как массовая деградация технических профессий – не решаются.

В этом году Минобрнауки сократило набор на бюджетные места по целому спектру направлений. Почти на 40 процентов – по гуманитарным наукам, на 11 – по экономике и управлению, на шесть – по образованию и педагогике, а также по металлургии, машиностроению и электронной технике. Направления, пользующиеся, по оценкам чиновников, популярностью, напротив, получили дополнительные бюджетные места. Это информатика, вычислительная техника, естественные науки.

С такой стратегией образовательного ведомства, однако, не согласны многие эксперты. По мнению сопредседателя комиссии научного совета Российской академии наук «Традиции образования в эпоху глобализации» Амеда Володарского, сокращение приема на гуманитарные специальности не поможет увеличить количество желающих стать инженерами. Отвечая на вопрос корреспондента РИА «Новости», он обратился к такой аналогии. «Если у меня на грядке не растет свекла, это не значит, что я должен заниматься на другой грядке помидорами. От того, что в университете рыбного хозяйства уберут юридический факультет, количество инженеров не увеличится». Чтобы у абитуриентов появился стимул освоить эту сложную профессию, необходимо заниматься ее популяризацией, считает Володарский.

«Нужно приглашать успешных инженеров в телевизионные программы, которые часто смотрит молодежь. Успешных инженеров, которые ездят на хороших машинах, у которых есть дачи. То есть предметно и конкретно демонстрировать их карьерные и прочие успехи».

С этим согласен и глава Минобрнауки, призвавший на пресс-конференции работодателей смелее «раскрывать свои зарплаты, называя суммы, на которые могут рассчитывать будущие инженеры». Именно такой стиль поведения, по мнению А. Фурсенко, вернее всего убедит молодежь выбрать именно эту профессию.

Автор: Антон Зверев  

http://prosvpress.ru



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Биболетова М. З.







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы