Внимание! Обращаем ваше внимание, что при сумме заказа менее 800 рублей возможен только самовывоз.
Привет! Вход или Регистрация

Книжный интернет магазин Умник и К обзор УЧЕНИКИ С АКЦЕНТОМ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

27.11.2011

Говорят, что наши школы задыхаются под натиском неуправляемых волнообразных миграционных потоков.
Ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований Санкт-Петербургского филиала НИУ ВШЭ, кандидат биологических наук, профессор Даниил Александров постарался опровергнуть это утверждение.

Ученый представил итоги многолетнего масштабного исследования, посвященного интеграции «маленьких иностранцев» в принимающее сообщество. Исследование, в котором приняли участие более 12 000 учеников в 170 школах Подмосковья, Ленинград-ской области и Санкт-Петербурга, родители иноэтнических ребят, учителя, преподнесло немало сюрпризов, в том числе и для самих экспертов, и тем самым помогло развеять некоторые глубоко укоренившиеся мифы.

Миф № 1: «Школы России переполнены мигрантами»
В школах Санкт-Петербурга лишь около 9% детей относится к этническим меньшинствам (включая другие славянские народы, кроме русского), в трех четвертях школ Московской области доля мигрантов не превышает 10%.
«На все ближайшее Подмосковье, очень плотно заселенное, существует только одна школа-рекорд-смен, в которой доля детей мигрантов составляет 39% от общего числа учеников, — отмечает Даниил Александров. — И только в четырех процентах школ таких детей больше 20%».

Миф № 2: «Приезжие дети учатся хуже, чем наши»
Как показывают цифры, дети из семей мигрантов адаптируются к учебной программе несколько лучше, чем местные жители из неблагополучных семей. Соответственно и степень готовности заниматься дополнительно у приезжих ребят выше. «По крайней мере никаких существенных различий в этом вопросе по национальному признаку мы не обнаружили», — уточнил Даниил Александров. Школьные достижения «принимаемого» ребенка, по его словам, зависят не только от уровня образования и культурной среды в его семье, но, главное, от возраста, в котором он оказался в России. Скажем, если его привезли в Петербург очень рано, он ходил в детский сад, а дома ему помогали адаптироваться к новой ситуации, то этот малыш и в классе будет более успешен, чем его однолетки — уроженцы Питера. Ученые назвали этот феномен «эффектом позитивной миграционной селекции». Если же школьник приезжает уже в подростковом возрасте, а русским языком до этого почти не пользовался, то неважно, из какой страны он прибыл, — школе с ним придется повозиться. На адаптацию именно таких детей (в возрасте от 11 до 14 лет), по мнению исследователей, и надо бросать все силы.
По словам профессора Александрова, дети мигрантов точно так же, как и наша молодежь, стремятся в вузы (74% опрошенных среди мигрантов и столько же среди россиян). Другое дело, что мигрантов привлекает в большей степени карьера в силовых структурах и работа в здравоохранении, поскольку в среде, где они выросли, эти профессии считаются статусными.

Миф № 3: «Наши учителя не любят иностранных школьников, считают их балластом, тяжким бременем»
Изучая отношение учителей к юным мигрантам в северной столице, социологи установили, что ребята из не слишком обеспеченных семей чаще всего попадают в маленькие, бедные школы на окраинах Петербурга. По словам эксперта, это вызвано тем, что в условиях нормативно-подушевого финансирования в сочетании с демографическим кризисом «школы рабочих районов, по сути, вымирают, и для них мигранты оказываются едва ли не единственным спасением». Вот почему многие школы сознательно ведут политику привлечения приезжих. Некоторые ОУ даже стараются закрепиться в статусе экспериментальной площадки по обучению мигрантов. В этом случае педагогические коллективы взваливают на себя огромную нагрузку, а дети из этнических меньшинств оказываются на особом, привилегированном положении.
Что же касается личных симпатий-антипатий, то и здесь ученые открыли любопытную закономерность. Абсолютно все работники школы (даже если они демонстрируют ксенофобию по другим поводам) отмечают умение таких ребят, включая самых крох, «правильно одеваться» (строгий костюм, белая сорочка, галстук), ценят их исключительное трудолюбие и желание «выбиться в люди». В своих анкетах, будто то в Мытищах или Сестрорецке, педагоги дружно констатируют: «Приятно иметь дело с детьми, которые хотят учиться». «Микрорайон у нас сложный: неполные семьи, семьи тяжелых алкоголиков и так далее. На их фоне эти дети просто ангелы». «Семьи мигрантов очень дружные. За детьми постоянно следят, учебники покупают, оснащают всем необходимым без проблем. В общем, это самые послушные родители».
Вместе с тем, по оценкам Елены Тюрюкановой (региональная общественная организация «Центр миграционных исследований»), каждый десятый взрослый из числа иноязычных приезжих отметил «плохое отношение к его ребенку в школе».

Миф № 4: «15 000 школьников Москвы не говорят по-русски»
Публикация под этим заголовком появилась недавно в одной из центральных газет. Автор сослался на заявление заместителя мэра столицы по вопросам образования и здравоохранения Ольги Голодец. Что же на самом деле? В действительности Ольга Голодец сказала: «15 000 московских школьников не говорят у себя дома по-русски». «Достаточно было выбросить из текста слово «дома», — комментирует Александров, — чтобы посеять вселенскую панику». Кстати, ученый убежден: тот факт, что дети не говорят дома на русском языке, сказывается на результатах их учения гораздо меньше, чем приезд в Россию в подростковом возрасте.

Миф № 5: «Иноязычные дети сеют вражду в классах, образуют антишкольные тусовки»
Цифры «от Александрова» опровергают и это широко распространенное суждение. На самом деле, в школьном возрасте у детей еще нет неприязни друг к другу по этническому признаку или по социальному статусу семей. «Русские не делают различий между мигрантами и коренными жителями, когда выбирают друзей, тогда как мигранты предпочитают дружить друг с другом, — отметил Дмитрий Александров. — Причем дружат представители самых разных наций, допустим, армяне с азербайджанцами, то есть они объединяются не по этническим соображениям, а просто потому, что и те и другие приезжие».
Наконец, у детей мигрантов выше вовлеченность в образование и ниже уровень антишкольных настроений. Они втягиваются в нормы жизни нашего общества и не забывают свои. Исследователи обнаружили в их среде многообразие и конформность, а не со-противление и инкапсулирование. Гораздо тревожнее на этом фоне выглядят наши дети из социально неблагополучных семей. Здесь даже у самых толерантных педагогов руки опускаются. Во всяком случае, главный вывод своего исследования сами социологи видят в том, что существенны не столько этнические проблемы, сколько социальная сегрегация: «Не этничность бьет по трудным детям, а ужасающее экономическое неравенство».

Как избежать этнических конфликтов? Некоторые рекомендации ученых
1. Важно на государственном уровне признать создание начальных или тем более средних моноэтнических школ ошибочной стратегией. «В результате раскол закрепляется навсегда, что приводит к сильным этническим конфликтам», — утверждают питерские социологи.
2. Необходимо резко увеличить внеклассную компоненту школьной жизни. У этнических меньшинств более здоровый образ жизни, они обожают спорт, не злоупотребляют табаком и алкоголем. Причем, как показало исследование, в тот же футбол подростки играют в полиэтнических командах.
3. Среди этнических меньшинств социологи выделили особую группу приезжих — дети-тинейджеры, на которых в первую очередь и должны быть ориентированы программы толерантности и помощи в адаптации.
4. Требуется регулярный обмен наилучшими практиками, широкое и открытое обсуждение мер в данной области.

Автор: Антон Зверев

http://prosvpress.ru/



Автор: обзор подготовил менеджер магазина книг Сапин М.Р.







Зарегистрирован на Портале Поставщиков
 
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024
Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией
Total: 0.01 Единый Call-Центр (495) 989-15-70
9891570@mail.ru
Схема проезда и график работы