График работы
Понедельник с 9.00 до 17.00
Вторник с 9.00 до 17.00
Среда с 9.00 до 17.00
Четверг с 9.00 до 17.00
Пятница с 9.00 до 16.00
Суббота выходной
Воскресенье выходной
Сенсация! Школа на том берегу океана решительно отказывается от классов, обязательных уроков и оценок – от, казалось, «безотказной» классно-урочной системы Коменского. Вместо оценок, например, в зачет ученикам идет вся совокупность их образовательных побед, отраженных в портфолио (папке личных достижений). Вот уже несколько лет по всему миру бродит идея i-Schools Zone, объединяющая десять университетов, несколько крупных научных центров и сотни школ в США, Великобритании, Канаде, Китае, Сингапуре, Дании… 26 ноября 1992 года мало кому тогда известный житель подмосковного Орехово-Зуево Милослав Балабан (кандидат педагогических наук, доцент МГУ, большой специалист по информационным технологиям) нечаянно проснулся знаменитым. Вообразите: человек мечтал всю жизнь о школе, где, как в Лицейских Садах Древней Греции, ученики перетекали бы из класса в класс только по своим личным интересам и делам. Мечтал о школе без надуманных искусственных барьеров и перегородок, созданных неиссякаемой фантазией великого Коменского. Словом, да здравствует свобода выбора всего и вся (но только выбора, а не безделья! – вот единственное требование М.А. Балабана к детям «цифрового поколения»). М.А. БАЛАБАН, автор работы «Школа-парк» Эту свою безоглядно смелую модель он так и окрестил: парк-школой, школой-парком. Явно намекая на американский Диснейленд или на наш ЦПКиО имени Горького. А одна известная газета тут же рассказала о парк-школе, вызвав шквал разноречивых откликов читателей, включая и весьма влиятельных. Детские прихоти – это серьезно Помню, не кто иной, как Виктор Болотов (сегодня вице-президент Российской Академии образования) поставил работу «Школа-парк» в один ряд с самыми выдающимися философскими произведениями человечества. Скажут: дети гуляют, где им вздумается – вот и вся «концепция»? А разве мало? Сколько даже в одной этой идее веры в человека (педагога и ученика), сколько доверия к любому шагу, мимолетной прихоти ребенка – взвесьте это, оцените! Нужен авторитет? Пожалуйста, откроем Пушкина: Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода: По прихоти (! – Ред.) своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права… «Дайте сперва ребенку нагуляться, – говорит М. Балабан. – Потом начнете его изучать и обучать. Зато – свободного, уже наученного думать без суфлеров, совершать свои поступки». А пока подросток только учится самостоятельно бродить по лабиринту классов, студий, мастерских, школа вовсю работает… в новом пространстве чисто рыночного – молчаливого «голосования ногами». Хозяева парк-студий прилагают все свои таланты, знания и опыт, чтобы накопить как можно больше детских «посещений». (Ибо от их числа будет зависеть и зарплата педагога.) Словом, такая вот утопия, наивная мечта, опубликованная ровно двадцать лет назад (однако, юбилей!) и незаслуженно забытая сегодня, когда даже Президент РФ, буквально повышая голос, умоляет на рабочих совещаниях своих сторонников: «Давайте идеи, тащите неравнодушных людей! Пишите, тормошите, предлагайте – власть открыта для народа…». А на днях открываю одну из центральных газет и не верю глазам. «Наша цель – полностью отказаться от школьного дня со строго фиксированным количеством уроков, разделением детей по возрастным группам и классам». «Стоящий перед нами вызов – не больше и не меньше, как превращение школы из сборочного цеха прошлого века в инновационный центр будущего». «Школа должна скорее напоминать не среднее, а высшее учебное заведение, где одновременно существует множество альтернативных образовательных программ, а вместо общих уроков читаются лекции небольшим группам заинтересованных школьников». Что-то знакомое… Кто это говорит и где? Будьте любезны: господин Майкл Блумберг, мэр Нью-Йорка, в интервью британской «Би-Би-Си». Бросаю взгляд на заголовок – «Система среднего образования США отказывается от уроков». И, окончательно заинтригованный, жадно читаю дальше: «Нью-Йоркские школы объединяются в мощные, интегрированные iЗоны – innovation zones. В итоге привычный, жестко структурированный школьный день с уроками и переменами уйдет в прошлое. Вначале он изменится до неузнаваемости, а затем, возможно, детям вообще не придется ходить в школу». (Это, конечно, уже перехлест, скорее всего позаимствованный реформаторами из авантюрно-детективных сочинений гениального Ивана Иллича.) Самое поразительное (жаль, не дожил Милослав Балабан – вот бы порадовался): «В iЗону уже входят 81 школа Нью-Йорка. А к 2014 году количество iШкол возрастет до 400». (Всего в Нью-Йорке 1700 государственных школ). В общем, процесс, что называется, ту-ту, по нарастающей. Идеология трех «Ай» Брук Джексон, директор «Школы-лаборатории на Манхэттене» По словам директора одного из участников пилотного проекта Бруки Джексон, «основной проблемой, с точки зрения iЗоны, является то, что большая часть обычных школ не может дать своим ученикам индивидуального подхода. А мы эту проблему легко преодолеваем. Другой существенный плюс заключается в отказе от тупой «отсидки» (так говорит учитель – представляете! – Ред.) детьми положенного количества часов в неделю или в день. Государство кредитует их только за то, что они здесь сидят, а это неправильно. Третий момент – в том, что школы перестают существовать изолированно друг от друга. Теперь все мы можем пользоваться лучшими идеями сообщества и сочетать их с инновационной практикой». Однако конечная цель, по версии Б. Джексон, – совсем отказаться от классно-урочной системы: «разорвать книгу правил» (если переводить ее слова буквально). В противном случае, вторит учителю американский градоначальник М. Блумберг, «наша система среднего образования полностью проиграет своим мировым конкурентам. А место нашей государственной школы окажется не в инновационной, а в сумеречной зоне». Легко сказать – отказаться от класс-школы. Но в пользу чего? Другой-то школы мы не знаем. Мел, доска, звонок, урок… Тут ничего нового, да хоть из кожи вылезь, не придумаешь. Известно: школа – самое трудное место для фантазирования (это изречение принадлежит С.Л. Соловейчику). Помню горячие споры в начале двухтысячных на тему о «наследии Коменского». Замечательный экономист Евгений Сабуров объявил систему класс-урок-предмет «историческим анахронизмом». Тогдашний министр образования РФ Владимир Филиппов жестко парировал: мол, «общество пока не готово менять классно-урочную систему на какую-либо другую». А президент «профильной академии» Николай Никандров, развивая ту же мысль, добавил, что «ресурс этой системы еще далеко не исчерпан». Но у американцев, очевидно, есть на этот счет свои соображения и свой козырный туз в кармане. «Я не против, чтобы весь наш замечательный город стал большой учебной комнатой», – улыбается с обложки сайта «Би-Би-Си» одна из пионеров этой инновации, блистательная Бруки Джексон. И это не громкая фраза. В номере 6 (13) Бюллетеня «Просвещение» за 2007 г. мы писали о проекте “City as school” (город как школа). Так вот, он как раз родом из Нью-Йорка. И на него, судя по документам, тоже и в основном опирается «реформа трех i». Напомним, в чем суть начинания. Старшие ученики, с которыми обычная школа не справляется (а таковых в Америке все больше), уходят в город, устраиваются на работу и осваивают профессии, но под присмотром опытных учителей. Два-три раза в неделю ребята собираются в учебном помещении и догоняют школьную программу. В США в рамках проекта «Город как школа» кто-то из молодых свою фотовыставку готовит, другие снимают кино, реставрируют мебель для музеев, санитарами в больницах служат. Заодно и деньги, кстати, зарабатывают. Только в Нью-Йорке юным подмастерьям предлагают более трех тысяч вакансий – на все вкусы. Поэтому и учитель в такой «школе на два дня» преподает не скучные азы теории, а самые что ни на есть практические навыки решения взрослых проблем, общения и саморефлексии. Плюс те самые универсальные компетентности, которые и наши дети будут теперь шлифовать, согласно новым ФГОС. Осторожно: классы открываются… Мне повезло. Несколько лет назад в Швеции я сам видел «город-школу» в действии. Эта была большая, просторная Фогельстремская гимназия в центре Стокгольма. Мы шли по коридорам, лестницам, заглядывали в классы – всюду пусто, ни души!!! Дети работали «в полях»: все, как один, занимались своими бизнес-проектами в городе. Правда, пока мы разговаривали с учителем математики, в класс то и дело заходили студенты, которых учительница консультировала между делом, «влет», не прерывая нашу встречу. Я смотрел на ребят и поражался: такие серьезные, подтянутые, вежливые, энергичные. Вот вам педагогический «навар» от i-новаций. Надо ли повторять, что с малых лет эти ребята получают в школе уникальный андеграунд совершения своих, ответственных поступков (опыт самоопределения, самореализации, саморазвития), о котором, собственно, и говорил наш замечательный земляк, автор «Парк-школы» М.А. Балабан. Помните? «Дайте сначала детям нагуляться…» Комментарий по просьбе редакции Рассказывает Ната Крылова, кандидат философских наук, ведущий научный сотрудник ИУО РАО: — i-Schools Project возник в 2005 году на основе инициативы небольшой группы школ, которые захотели продвигать идею трех «i» – информатизации, индивидуализации и «инноватизации» сферы образования. Общая цель всех i-школ – создать высококачественную индивидуальную образовательную среду, опираясь на пять методических принципов: оценивание не ответов учеников, а результатов конкретной учебной деятельности, суммы индивидуальных достижений; выполнение индивидуального учебного плана; разнообразная по методам и способам учебная деятельность: комбинированная, индивидуальная, в малых группах, один-на-один и, наконец, совместные проекты; новый педагогический персонал и новая роль учащегося; разработка и использование глобальных компьютерных стандартов. Все эти правила в той или иной мере уже реализуются образовательными сообществами в разных i-пространствах, о чем свидетельствует масса выпущенных аналитических текстов и пособий. Уже проведены конференции, а ближайшая по срокам ожидается в феврале 2012 г. в Торонто (Канада). Она будет посвящена особенностям деятельности учителей и учащихся. Автор: Антон Зверев
Все права защищены © ИП Конюхов О.В. 2006-2024 Копирование информации с сайта возможно только при согласовании с администрацией | Total: 0.01 |
Единый Call-Центр (495) 989-15-70 [email protected] Схема проезда и график работы |